Опубликовано: 2300

Государство намерено превратить адресную социальную помощь в талонную систему

Государство намерено превратить адресную социальную помощь в талонную систему Фото - Иллюстрация caravan.kz

Проект внедрения “социального кошелька” перенесен на 2022 год. Об этом сообщил на заседании правительства председатель Национального банка РК Ерболат ДОСАЕВ.

“По поручению главы государства с 2022 года планируется внедрение социального кошелька с дальнейшей интеграцией с национальной товаропроводящей системой, – заявил он. – Будет продолжена работа по созданию национальной платежной системы через развитие системы мгновенных платежей и организации межбанковской системы платежных карточек. Это позволит снизить транзакционные издержки для населения и бизнеса, повысить доступность финансовых услуг и расширить конкуренцию на финансовом рынке”.

Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ поручил внедрить “социальный кошелек гражданина” в своем Послании 1 сентября 2020 года. Тогда он уделил особое внимание развитию социальной сферы. Этот сектор сейчас регулируется 17 законами и сотней подзаконных актов.

Для расчета социальных выплат используются 3 показателя – минимальная заработная плата (МЗП), минимальный расчетный показатель (МРП) и прожиточный минимум.

Самих пособий – 39 видов. Всё это сложно и запутанно. Поэтому глава государства поручил разработать новый Социальный кодекс, где всё должно быть упрощено для понимания и взаимосвязано. А все процедуры назначения максимально оцифровать и перевести в электронный формат. Для этого и нужен “электронный кошелек”.

Уже осенью минтруда активно проработало и вынесло его концепцию. Это должен быть электронный документ, привязанный к ИИН. На счет должны поступать выплаты из республиканского и местных бюджетов, Государственного фонда социального страхования (ГФСС) и Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). Карту “электронного кошелька” будет выпускать или само министерство труда, или подразделение Нацбанка. То есть получателю пособий и пенсионеру не надо ходить в банк второго уровня. И не надо будет платить комиссии за финансовые услуги, как это происходит сейчас.

Также будет разработано мобильное приложение, где можно будет видеть баланс, проводить денежные операции, открывать банковский счет, переводить деньги, пополнять карту, приобретать товары и услуги через QR-код.

Правда, как-то страшно за сохранность денег пенсионеров.

Разработчики проекта не только собираются хранить все средства на карточках, но и подключать к системе национальную товаропроводящую сеть, писать мобильное приложение для управления самим кошельком, использовать QR-коды для оплаты товаров.

Да, 90 процентов телефонов в Казахстане – смартфоны, на которые можно установить такие приложения. И даже включать сканеры. Но 90 процентов пожилых людей не умеют пользоваться всеми этими наворотами. Как настроят им внуки технику, так они и ходят. У смартфонов стариков постоянно включены и блютуз, и Wi-Fi, и мобильная передача данных, и передача данных на спутники геопозиционирования. Если есть, то и модули NFC тоже включены. Хакнуть такой телефон даже стыдно: жизнь пенсионера открыта нараспашку. Как и его неглубокий карман. И в этот телефон хотят установить еще и программу, написанную по заказу министерства социальной защиты. Значит – недорогую, плохо защищенную, с дешевым сопровождением. Как благодаря банку и сотовому оператору можно потерять все свои сбережения

Первоначально “электронный кошелек” хотели запустить в конце 2021 года.

Но, видимо, не срослось. С другой стороны, такая неторопливость госорганов успокаивает. Пока не решен вопрос обналичивания денег из е-кошелька. Если банки в системе не сидят – значит карта кошелька небанковская. Банк не может снять деньги с карты и выдать пенсионеру наличные. Значит, воровство средств будет осуществить сложнее, чем с обычных банковских счетов. Всё это превращает е-кошельки в систему талонов, которые дают право на покупку товаров, оплату коммуналки и проезд в транспорте.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи