Опубликовано: 5000

Голоса степных ветров

Голоса степных ветров

“Караван” продолжает цикл рассказов заслуженного деятеля искусств Казахстана, музыковеда Юрия АРАВИНА о древних национальных музыкальных инструментах. Сегодня речь, например, пойдет о разновидностях духовых и ударных инструментов. 

– Как получилось, что о казахских инструментах вы знаете много больше, чем иной казах, а ваши телеуроки для детей о национальной музыке с увлечением смотрит вся страна?

– В дом моего отца, известного казахстанского музыковеда и этнографа Петра Аравина, всегда приходило много именитых музыкантов. Среди них был Болат Сарыбаев, самый большой знаток народного инструментария. Он собирал и реанимировал найденные в аулах древние экземпляры. Позже я сам обошел и объехал все музеи Казахстана, приглашал известных народных исполнителей на телевизионные передачи. Из этого рождались знания.

В 20-х годах прошлого века выдающийся фольклорист Александр Затаевич издал бесценные сборники “500…” и “1000 казахских песен и кюев”, на которые затем опирались многие поколения композиторов страны. А его описание звучания домбры, которая “производит впечатление не малого вблизи, а большого, значительного, даже грандиозного, но очень издали”, на мой взгляд, характеризует этот инструмент наиболее точно. В двух струнах домбры или кобыза, в звучании одноголосого сыбызгы или сырная мы слышим отдаленные голоса целого ансамбля, а то и оркестра.

– Сама конструкция казахских инструментов и приемы звукоизвлечения для европейской музыки экзотичны. В чем их особенности?

– Особенности определяются материалами, из которых они сделаны: древесина для корпуса, кожа для деки или мембраны, жилы и конский волос для струн, глина и тростник – для духовых инструментов.

У многих народов мира известен инструмент рода флейты – окарина (итал. – “гусенок”). Его прототипы археологи находили при раскопках древних городов Казахстана. Размером с кулак, этот инструмент напоминал птицу со сложенными крыльями – тастауык – “каменная курица”. Общее название этого рода инструментов – сырнай. Саз-сырнай – “глиняный сырнай”, ускурук – “трескучий мороз”. Голос инструмента действительно напоминает завывание ветра. При его изготовлении в глину для прочности добавляли шерсть, в корпусе делали 4–6 игровых отверстий. На саз-сырнае обычно играли дети.

В подражание голосам природы делался бугышак – “зов марала”. Это охотничий рог, на котором звук извлекался втягиванием воздуха. Чтобы поднять уток из зарослей камыша на соколиной охоте, применяли шумовые инструменты: сокпан – трещотку, шертылдауык – двойной ремень, дауылпаз – барабан с выдолбленным деревянным корпусом и шиндауыл – с медным. А звук самого большого, диаметром до полутора метров, барабана, дабыл возвещал о появлении в степи чужеземцев. Для его изготовления использовали сыромятную кожу быков и верблюдов. Его голос, подобный раскату грома, был слышен далеко в степи. Военное предназначение имели и духовые инструменты – керней и урран. Керней изготавливали из двух выдолбленных и выжженных половинок деревянного ствола и обтягивали верблюжьей гортанью. Урран – это берестовая труба длиной 1,5–2 метра...

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи