Опубликовано: 440

Еврейский календарь

Еврейский календарь

Еврейский новый год начинается в сентябре. Но, чтобы не путать даты, мы решили предоставить вам календарь еврейских праздников начиная с января.

Итак, открывает календарь 2011 года 20 января праздник Ту-би-шват.

Переводится просто: пятнадцатый день месяца шват. В этот день празднуется новый год деревьев.

Существует предание, по которому Ту-би-шват приходится именно на 15-й день месяца шват. Когда деревья увидели, что Всевышний дал людям Новый год, у них возникло чувство зависти, и они стали просить, чтобы им тоже установили праздник Нового года. А в месяц шват идут обильные дожди, которые очень полезны для всего зеленого. Именно поэтому этот месяц был выбран для деревьев. Но первый день любого месяца – это уже праздник, и, чтобы выделить деревья и наградить этот месяц еще одним праздником, выбрали 15-е число.

В Ту-би-шват каждый еврей должен посадить дерево в знак единения с родной землей. И еще: с 1908 года он считается детским праздником – днем лесонасаждений.

17 марта – пост Эстер. В память о событиях праздника Пурим.

20 марта – Пурим. “Пур” в переводе на русский – “жребий”. Это самый радостный еврейский праздник. Он празднуется в память о событии, когда был брошен жребий: остаться жить еврейскому народу или погибнуть. Заметим, что Пурим – не религиозный праздник, в Торе о нем ни слова. В этот день и взрослые, и дети должны дурачиться, шутить и смеяться. Пурим начинается с поста и продолжается молитвами, евреи анализируют свою жизнь, раскаиваются в проступках. В этот день не принято заниматься повседневной работой, поскольку не получит это дело благословения. Главная церемония Пурима – чтение свитка Мегилат Эстер, некогда спасшей евреев от гибели. Но чтение не похоже на обычную службу, скорее это карнавал: дети обряжаются в костюмы, маски и запасаются трещотками. Когда чтец произносит имя Амана, врага, пожелавшего истребить всех евреев, они начинают шуметь, топать ногами, заглушая ненавистное имя. И еще в этот день нужно подавать милостыню всем, кто только протянет руку.

15 марта – день рождения Любавичского ребе – главы современного поколения евреев.

19–26 апреля – Песах*. Великий праздник исторического исхода евреев из Египта. Царь праздников. В ночь с 14 на 15 нисана 2448 года по еврейскому летосчислению (1312 год до н.э.) евреи в спешке покидали Египет, где прожили 400 лет. Они так торопились, что хлеб пришлось печь из нескисшего теста. С этим связан один из наиболее известных пасхальных обычаев – семь дней есть мацу. Маца – символ свободы и напоминание о том, что евреи когда-то были рабами.

22 мая – Лаг-Баомер. День прославления мудреца рабби Шимона бар Йохая, автора важнейшей каббалистической книги “Зоар”.

“Омер” в переводе означает “сноп”. Этот праздник не считается главным, но пользуется большой популярностью в народе. В этот день евреи вспоминают своих героев и наставников. В этот день нет занятий в школах, семьи выезжают за город, отдыхают. Главный атрибут праздника – костры. В Лаг-Баомер принято стричь мальчиков, которые не стриглись с самого рождения до трех лет.

8–9 мая – Шавуот. Самый короткий из трех главных праздников евреев. Он длится всего день.

Старинное предание гласит, что в ночь Шавуот небеса раскрываются и все молитвы достигают Бога. Поэтому евреи стараются продлить праздник как можно дольше и всю ночь не спят, читая свитки Торы. В Шавуот принято есть мед и молочные продукты, так как Тора для евреев так же сладка и приятна, как мед и молоко.

5 июля – день памяти Любавичского ребе.

14–15 июля – праздник освобождения 6-го Любавичского ребе.

20 августа – день памяти отца Любавичского ребе, праведника, раввина Леви-Ицхака Шнеерсона, похороненного в Алматы. День рождения Алматинской синагоги, носящей его имя.

29–30 сентября – Рош-а-шана*. Это еврейский Новый год. В канун Нового года евреи говорят друг другу: “Пусть вам будет записано только хорошее”. По поверью, на небесах есть Книга жизни, в ней записаны имена всех живущих на земле. В дни Рош-а-шана Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в новом году каждого из людей. Но у праздника есть и другое значение – это день суда. Поэтому нужно глубоко осознавать свои поступки и раскаиваться в чем-то нехорошем. В первый день Нового года принято трубить в рог, есть гранат, рыбью или баранью голову. Евреи верят, что в гранате ровно 613 зернышек, столько, сколько заповедей в Торе. А головы – чтобы быть головой, а не хвостом.

8 октября – Йом-Кипур*. Перед наступлением Йом-Кипура евреи должны отдать все долги и попросить прощения у всех, кому могли причинить зло, простить других. А сам праздник нужно полностью посвятить служению Богу – соблюдению обычаев Судного дня. В Йом-Кипур нужно молиться о прощении грехов своих и всего еврейского народа. Принято одеваться во все белое, символ чистоты. Это самый святой день в году, нужно держать суточный пост.

13–19 сентября – Суккот*. Этот праздник длится целых семь дней.

Суккот отражает радость еврея-земледельца, когда он пожинает плоды своих трудов. В этот день все читают молитвы, благодарят Всевышнего за урожай и обращаются с просьбами посылать дожди. Название праздника происходит от слова “сукка” – “шалаш”, временное жилище, в котором живут все семь дней праздника, спят, едят и изучают Тору.

20–21 октября – Симхат-Тора*. День дарования Торы. Центральное место в празднике занимает чтение Торы, в котором принимают участие все, начиная со старцев и заканчивая малышами. Как только чтение заканчивается, Тору начинают читать заново. Само Пятикнижие украшают серебряными колокольчиками, цветами, вышитыми платками.

21–28 декабря – Ханука. Это слово означает “обновление или новоселье”.

Это праздник огней, света, радости. Он продолжается восемь дней. Это праздник в честь успешного восстания евреев в эпоху Второго храма против греков. Ханука – это память о чуде с кувшинчиком масла. Самый важный ритуал – зажигание ханукальных свечей. Детей одаривают подарками, деньгами и угощают сладостями.

* В эти дни запрещено выполнять какую бы то ни было работу.

Календарь составлен по данным Еврейского центра Казахстана Хабад Любавич

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи