Опубликовано: 1627

Есть такая профессия – коммерсов обирать!

Есть такая профессия – коммерсов обирать!

8 ноября в казахстанский прокат выходит отечественная лента “Рэкетир”. Уже по названию можно легко определить жанр фильма –криминальная драма. Место действия – Алматы. Время действия – конец 1980-х – начало 2000-х.

Давайте сначала немного о сюжете. Обычного советского, а если быть точнее – алма-атинского, мальчика Саяна, октябренка и так далее, сына интеллигентных родителей, отец отдает в секцию бокса. Чтобы мог за себя постоять. В спорте Саян добивается успехов. Гораздо больших, чем в учебе. После службы в армии и все-таки состоявшегося поступления в политех сама жизнь Саяна меняется. Потому что меняется, а вернее, исчезает целая страна. Появляются новые возможности заработка, в том числе и криминального. Талантливого боксера подмечает глава одной из групп рэкетиров Руслан. Перед Саяном встает выбор: или дальше учиться и наблюдать, как твою девчонку подвозит на новой “семерке” какой-нибудь коммерс, или найти применение кулакам и заработать даже не на “семерку”, а на “бумер”. Принятие решения длится недолго…

Как видите, сюжет оригинальностью не отличается. Более того, особой оригинальностью не отличается и сам фильм. Бандюки – они и есть бандюки. И те, кто смотрел “Бригаду” и другие сериалы а-ля “Бандитский Петербург”, ничего нового для себя не увидят и не откроют.

Явно не хватает крепких местных привязок. Да, есть знакомые лица наших актеров. Есть знакомые перекрестки, здания и даже рестораны или кафе. Однако камера большую часть времени находится “внизу”, потому что если поднять ее “вверх”, то сразу будет ясно, что никакой это не конец 1990-х и уж тем более не начало. А к временным деталям создатели “Рэкетира” отнеслись очень серьезно и скрупулезно, что радует.

Кроме географических отметок (не считать же за таковую фразу “Каждую неделю мы сидели с пацанами на Театралке”?) на удивление не хватает колорита. Колорита жанрового – не обеда в юрте или “стрелки” в горах, а реальных комбинаций и схем. Что было, например, в той же “Бригаде”, где проворачивались дела, возможные только в России того времени. В том числе при участии МВД, Белого дома, ФСБ…

Действие же “Рэкетира” может происходить где угодно – достаточно только поменять в сценарии редкие названия и имена, и все. Ни одно конкретное дело не озвучивается. Даже что за завод такой, из-за которого в итоге разгорелся сыр-бор, не говорится. Да и действует группа Руслана и им подобные как будто в своем отдельном мирке, вакууме.

Вот и выходит, что большинство претензий – к сценарию. Фильм получился красивый, безусловно, качественно сделанный, с отличной в большинстве случаев актерской игрой, но пустой. Комикс. Не страшилка, не героизированная повесть, а именно комикс. Это ощущение усиливается тем, что рассказ ведется от лица самого Саяна.

К слову: я, конечно, понимаю, что он боксер, но это ведь не значит, что он должен говорить штампами из бульварных романов вроде “земля ушла у меня из-под ног”, “я почувствовал, как у меня сперло дыхание” и пр. Сам сюжет крепко сбит, а вот диалоги прямолинейны, как улица Фурманова. Доходит до смешного. Представьте: разговор двоих мужчин, проникновенная интонация: “Я давно должен был тебе сказать. У меня теперь есть партнер”. Ни дать ни взять – два гея выясняют отношения. Только на экране отнюдь не геи…

И тем не менее “Рэкетир” мне скорее понравился, чем нет. Дело в том, что ТАК массовое, коммерческое кино у нас еще не снимали. У нас было и есть отличное, известное в мире авторское кино. Были редкие, неудачные закосы под кино массовое. “Рэкетир” – первое доказательство того, что настоящие коммерческие фильмы, может быть, незамысловатые, но качественные, у нас снимать умеют.

Хорошие актеры, приличная динамика повествования, душевное вступление, оригинальная манера съемок некоторых сцен (опять к вопросу о комиксе) на пустом фоне без декораций – чувствуется, что съемочная группа поднаторела в клипмейкерстве. Все это стоит того, чтобы “Рэкетира” посмотреть. Хотя бы для самообразования.

И все-таки не могу не сделать еще одну оговорку. Фильм неплох, но он неактуален, особенно в свете массовых российских поделок на эту тему. У нас сняли свою “Бригаду”, правда, продолжительностью не в 15 серий, а в 1 час 20 минут. С чем я всех и поздравляю.

P.S. Создатели фильма очень просили прессу не разглашать полностью сюжет и особенно финал картины, хотя он, в общем-то, прозрачен. И тем не менее не могу отказаться от проведения одной параллели.

А параллель вот какая, и я буду очень рад, если авторами “Рэкетира” она так и задумывалась. Саяна убивают. И его смерть очень похожа на смерть Моро в “Игле” Рашида Нугманова. Вот только Моро умирал, как и подобает романтическому герою, – красиво, символично и мощно. А Саян умирает так, как и должно его герою. Времена изменились.

Фильм: “Рэкетир”. Режиссер: Ахан Сатаев.

Автор сценария: Тимур Жаксылыков.

Оператор: Хасан Кыдыралиев.

Художник-постановщик: Бопеш Жандаев.

В ролях: Саят Исембаев, Мурат Бисембин, Жан Байжанбаев, Асель Сагатова, Ментай Утепбергенов, Владимир Вдовиченков.

[X]