Опубликовано: 2400

Если малыш “хулиганит”

Если малыш “хулиганит”

Часто родители замечают, как их совсем еще крошечный ребенок, едва научившись сидеть, вдруг начинает “безобразничать”, бросать со стола на пол чашки, ложки, разбивает посуду. И, несмотря на то, что мама ругает его, он упорно повторяет свои игры вновь и вновь. Неужели такой крошечный человечек почти с рождения приучен вредничать или хулиганить? – спрашивает Мадина из города Тараза.

На вопрос читательницы отвечает врач-педиатр с 37-летним стажем Ортай АБИШЕВА.

– Маленькие дети – это не только радость и нагрузка для мамы. Это еще и воспитательный момент для всей семьи. В развитии малышей есть свои особенности, которые родители, а также бабушки, дедушки, дяди и тети должны знать и понимать.

Например, новорожденные дети на игрушки диаметром менее 5 сантиметров не реагируют. А предметы яркие, большие, начиная от 10 сантиметров в диаметре, могут их очень даже заинтересовать. Просто так работают зрительные анализаторы малыша. Мама может еще такую игрушку переносить около него в пространстве, приближать и отодвигать. Так он учится определять расстояние до предмета. А когда чуть подрастет, это должен быть уже не просто кубик или мячик, а погремушка, которая издает звуки разной высоты. Главное, предметы должны быть безопасными, чтобы малыш не смог от них ничего отломать или оторвать. И не потянул в рот, и не поранил себя. Безопасность в таких играх – прежде всего.

Чувствам не прикажешь

– А в 6 месяцев и до года, когда ребенок уже садится, – продолжает Ортай Сейхановна, – ему еще не нужны никакие машинки, куклы, потому что в основном у него пробуждается потребность стучать, греметь и бросать. Тут в ход могут пойти даже стандартные и безопасные предметы домашнего обихода. Мама может дать ему, например, деревянную ложечку. Или же металлическую, или пластмассовую. Либо какую-то небьющуюся, неломающуюся чашку. Пластиковую, эмалированную. И ребенок будет этими предметами от всей души стучать по столу и греметь.

– А что дает такая игра ребенку?

– Он слушает эти звуки, сравнивает их, развивает свои слуховые, зрительные анализаторы, тактильные ощущения. Руками он чувствует, например, что пластмассовая ложка теплее, металлическая холоднее, деревянная приятнее. В это время у него мелкая моторика движений еще не развита, работает только хватательный рефлекс. Такие малыши умеют пока только держать и стучать. И если мама рядом его подбадривает, хвалит: “Молодец, как здорово стучишь! Выбросил – еще лучше! Давай-ка я подниму и снова дам тебе. На, бери!”. И у них возникает такая игра, взаимодействие. У малыша формируется чувство коллективизма. При этом мама разговаривает с ним и смотрит ему в глаза. Именно в глаза. Это означает для него ее одобрение. Какой он хороший и как здорово гремит!

– Но обычно мамы делают все наоборот? Ругают за то, что “хулиганит”, шумит и все бросает на пол?

– Им надо объяснять, что это полезно для развития ребенка. Вот если рядом сидит человек, которого шум раздражает, например, дедушка, ему тоже нужно рассказать, что это физиологическая потребность его внука. Тогда дед сам включится в эту игру и тоже будет давать малышу бросать всякие безопасные предметы, поднимать их и терпеть весь этот шум-гам, раз это ему на пользу.

– То есть об этом должны знать все члены семьи?

– Конечно. И желательно, чтобы участковый педиатр, который приходит на дом, собирала всех членов семьи на такие консультации. А в казахских семьях еще как? Все обычно заинтересованы, чтобы сноха все делала по дому, готовила пищу, убирала, разливала чай. И если бабушка и дедушка будут знать, что полезно их внукам, они или сами будут играть с ребенком, или дадут возможность маме развивать его навыки. Тем более что сейчас у нас поколение довольно молодых бабушек и дедушек по 40–50 лет. И у них возникнет своего рода общение, и в игре будут развиваться привязанности.

Мамы, которые с этого раннего возраста начинают разговаривать со своими детьми, и в дальнейшем будут с ними хорошо общаться и понимать друг друга. А то, как сейчас она сидит в своем смартфоне, а ребенок – в своем, это, конечно, нежелательно. С детьми надо заниматься с рождения.

Мыслители-строители

– К году у малышей появляется потребность строить, – продолжает педиатр Абишева. – В этом возрасте им надо давать кубики, пирамидки, предметы, которые можно вкладывать друг в друга, ставить один на другой. Тут уже включается мышление. Ребенок как бы анализирует, за счет чего эти кубики стоят, можно ли на них еще что-то приладить. А дети старше двух лет могут уже собирать пазлы, конструкторы “Лего”. Давать же годовалому ребенку конструктор смысла не имеет.

То есть к играм и общению в каждом возрасте нужны свой подход и знание физиологии малыша, что имеет огромное значение и для него, и для матери. И в этом, кстати, большим подспорьем может быть стратегия ВОЗ “Интегрированное ведение болезней детского возраста” (ИВБДВ). Изложенные в ней вроде бы прописные истины очень облегчают и работу педиатров и врачей общей практики, и жизнь родителям, которые растят детей.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи