Опубликовано: 4167

ЕНПФ: Много шума и... тишина

ЕНПФ: Много шума и... тишина

Ситуация вокруг Единого накопительного пенсионного фонда напоминает суету вокруг “Титаника”: вначале все стремятся попасть на него, а затем пытаются понять, как спастись.

Конечно, паниковать не нужно, но и расслабляться не стоит – тишина, создавшаяся вокруг этого финансового монстра, собравшего в себе будущие пенсии более чем 4 миллионов человек (более 4 триллионов тенге), вызывает опасения.

Вместо ответов – домыслы

С самого начала вокруг ЕНПФ много шумели. Было не совсем понятно, как, когда и в каком виде фонды будут передавать деньги вкладчиков со своих счетов, и главное – что нужно делать самим вкладчикам, чтобы не потерять свои накопления? Вопросы по большей части оставались без ответов.

Но информационный вакуум стали заполнять, как это обычно происходит, различные домыслы. Ситуацию усугубило то, что вкладчики стали “недосчитываться” денег на своих пенсионных счетах.

Понадобилось вмешательство журналистов, чтобы в ЕНПФ разъяснили: разница возникла потому, что в ЦОНах дается выписка без учета инвестиционного дохода накоплений. Управляющий директор ЕНПФ уточняла, что полную информацию – выписку с инвестдоходами – вкладчики могут получить только в отделениях ЕНПФ.

Наши люди за справкой на машине не ездят...

А что сейчас делается в этих самых отделениях ЕНПФ? Мы решили прийти туда в обычный будний день, чтобы своими глазами увидеть, с чем сталкиваются вкладчики.

Народу в здании на Ауэзова, 82, где разместился головной офис ЕНПФ, много: все сиденья в узком коридорчике заняты, тут и пожилые люди, которые оформляют пенсию, и молодые, которым пришли за выпиской.

Взяв электронный номерок, дожидаемся своей очереди.

Вдруг раздается фраза из области фантастики: “Кто хочет проехать в наш филиал на Толе би? Там очередей вообще нет! Мы даже можем подвезти четверых на своей машине!”.

Посетители на мгновение застывают – не розыгрыш ли? Нет, не розыгрыш. Менеджер, координирующая очередь, увещевает: почему вы не идете в другие филиалы? У нас там вообще нет очередей… Есть филиалы в Капшагае, Талгаре, в каждом районе Алматы

Народ безмолвствует. Оглядываемся по сторонам: действительно, объявления о филиалах расклеены по стендам в коридоре и вдоль очереди сидящих. Но кому нужна эта информация, коли человек уже здесь? К слову, кроме этой информации на стендах почти ничего нет. Хочешь получить консультацию – бери талончик, становись в очередь.

Одним из доводов в пользу объединения фондов была предполагаемая экономия на административных расходах. И нынешний недостаток информации можно списать на излишнюю занятость сотрудников ЕНПФ. Но если человеку, чтобы получить консультацию или простенькую справку, за которой, к слову, можно и в ЦОН проехать, приходится ехать из Талгара или Капшагая в головной офис, это означает лишь одно: плохо информируете!

“Инфляционные” деньги не для всех?

Между тем не только вокруг пенсионных накоплений, но и пенсионных выплат нет прозрачности.

В редакцию позвонила читательница, которая уверяла, что “в ЕНПФ тщательно скрывают информацию о выплате так называемых “инфляционных” денег, мол, новоиспеченные пенсионеры передают друг другу по большому секрету эту информацию и что “в выплатных центрах им также посоветовали держать язык за зубами”.

Заместитель директора Алматинского городского филиала “Государственный центр по выплате пенсий” Гулшат БАЕШЕВА постаралась объяснить:

– Так называемые инфляционные выплаты осуществляются пенсионерам, вышедшим на пенсию с 2003 года.

Однако “инфляционные выплаты” положены не всем. Поскольку казахстанцы держали накопления в разных пенсионных фондах, то и выплата у всех будет разная: у кого-то она может составить 1 000 тенге, у кого-то полтора миллиона, а у кого-то ее может и не быть.

Если коротко: компенсацию выплачивают тем, у кого к моменту выхода на пенсию сумма пенсионных накоплений была меньше, чем сумма обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции.

[X]