Опубликовано: 1104

Это – сложная игра

Это – сложная игра

Султан АКИМБЕКОВ, директор Института международной экономики и политики при Фонде Первого Президента

Тот факт, что Казахстан был выбран председателем ОБСЕ, сам по себе является уникальным событием. Особенно с учетом тех противоречий, которые к этому моменту были накоплены в отношениях между Европой и государствами, образовавшимися на месте бывшего СССР.

Все годы после завершения холодной войны и распада Советского Союза Западная Европа стремилась использовать ОБСЕ в качестве инструмента продвижения своих ценностей на новые территории. Считалось, что они носят универсальный характер и должны быть распространены повсеместно. В то же время Россия и многие другие страны к востоку от Бреста полагали, что ОБСЕ должна сосредоточиться на выполнении своей главной функции, предусмотренной Хельсинкским пактом 1975 года, – вопросами безопасности.

Противоречия зашли так далеко, что угрожали существованию самой организации, слишком разные были цели у ее участников с Востока и Запада. Выбор Казахстана стал не просто компромиссом интересов, он позволил вернуть ОБСЕ к ее базовым ценностям – вопросам безопасности. Ведь их эпицентр переместился из Европы в Азию.

Сложная геополитическая игра

Главным преимуществом Казахстана считался его статус политически нейтральной страны, способной проводить многовекторную политику. Кроме того, у Казахстана был опыт создания СВМДА. Можно еще вспомнить последовательность Астаны, которая среди немногих других стран не признала независимости ни Косово, ни Абхазии, ни Южной Осетии. То есть мы фактически оказались среди тех, кто поддерживал традиционно базовый принцип ОБСЕ – нерушимости границ в Европе.

Вопрос о соответствии западным стандартам в этой ситуации выглядел как риторический. В западных странах весьма сильны либеральные традиции. Но прагматизм во внешней политике – вещь также весьма важная. Поэтому вся критика в адрес Казахстана была данью западной традиции.

Для политиков на Западе было важно, что председательство переходит именно к Казахстану, а не России. Здесь важно, что поддержка независимости государств на территории бывшего СССР является частью стратегии западных стран с целью не допустить возрождения Российской империи. В то же время Россия полагала, что, поддержав кандидатуру Казахстана, она сможет разорвать неправильную с ее точки зрения практику использования ОБСЕ как своего рода “школы западной демократии”.

Так что председательство Казахстана стало результатом сложной геополитической игры и больших перемен. Но главным сюрпризом для всех стало то, что Казахстан смог перехватить инициативу. Наша страна не только предоставила площадку для ОБСЕ в целях снижения напряжения внутри этой организации, но и пошла дальше, когда поставила вопрос о проведении саммита глав государств в Астане.

При этом для нас в данном вопросе важны даже не вопросы имиджа и даже не стремление поставить эффектную точку в своем председательстве. Для Астаны было важно, чтобы председательство Казахстана в ОБСЕ не стало неким дежурным и в какой-то мере экзотическим для Европы мероприятием. В Астане явно хотели продемонстрировать свою эффективность, подчеркнуть статус влиятельного игрока и сформулировать новую повестку дня для ОБСЕ на некую перспективу.

Новая платформа ОБСЕ

В целом Казахстану это удалось. Фактически ОБСЕ получила новую платформу, которая устраивает практически всех. Если в годы холодной войны вопросы безопасности в деятельности ОБСЕ были связаны с Европой, то теперь главные проблемы находятся в Азии. Причем зона нестабильности в нашем регионе теоретически может расшириться, что создает проблему на длительную перспективу.

Кроме того, никто не отменял геополитического соперничества в регионе Центральной Азии, где сошлись интересы России, Китая, США и Европы. Значит, следует ожидать, что ситуация не станет проще. В этой обстановке вопрос о нейтральной организации, например, такой, как ОБСЕ, или такой, как СВМДА, наверняка снова встанет на повестку дня, как это было в Европе в семидесятых и восьмидесятых.

Для Казахстана это уникальная ситуация. Он находится на стыке нескольких цивилизаций, участвует во всех региональных организациях, в некоторых он является ключевым игроком. Кроме того, Казахстан обладает огромным авторитетом, в первую очередь благодаря его Президенту Нурсултану Назарбаеву, и вполне способен сыграть ту роль, которую в годы холодной войны играли в Европе нейтральные, но влиятельные Финляндия и Швейцария. Но в любом случае после саммита в Астане в истории ОБСЕ начнется новый период.

Загрузка...

[X]