Опубликовано: 6500

"Это приведет нас к банкротству": количество "магазинов у дома" может резко сократиться

"Это приведет нас к банкротству": количество "магазинов у дома" может резко сократиться Фото - Тахир САСЫКОВ

Владельцы и арендаторы мелких магазинов “у дома” направили петицию Президенту с просьбой отменить налоговые изменения, усложняющие их работу.

– Вот, смотрите, – Жулдыз достает несколько пачек сигарет, выкладывает на прилавок и сканирует смартфоном их коды. – Из 7 пачек данные считываются только с двух. У остальных код другой. Видите?

И, правда, отличаются. Одни напоминают руны, другие – обычный мелкий QR-код.

– Попробуете? – предлагает она мне.

Беру телефон. Навожу камеру. Промахнулся. Информация на дне пачки, а окошко приложения всего в 1 см. Одним глазом смотришь на сигареты, другим целишься через почему-то мутное окошко. Телефон одобрительно пикнул только на третьей пачке.

– Это программа “Накты сауда касса”, – объясняет Жулдыз. – Средняя скорость сканирования – одна пачка за 5–6 минут.

– А если купить нормальный сканер?

– Тут уже другая математика, – вступает в разговор Шугла, еще один предприниматель, владелец магазина “у дома”. – У вас есть касса, которая пробивает товар. На ней вы сможете работать? Нет. Нужна другая машина, где можно хранить базу магазина, вносить изменения, выписывать накладные. То есть у вас уже 2 компьютера. Для 2D-сканера нужен еще один. Итого три. Которые надо соединять в локальную сеть, и ее обслуживает программист. Их услуги всегда стоили хороших денег. Это минимум 300 тысяч тенге дополнительно.

– Но сканер вы же покупаете обычный?

– Да, обычный. Но это тоже уже второй сканер. Первый – терминал для оплаты – лежит на кассе. Если у вас автоматизированная система учета, как рекомендует комитет госдоходов, то это уже третий сканер. И кассир, чтобы продать вам сигареты, сканирует вашу пачку 3 раза. Тут же всё зависит от скорости Интернета. “Казахтелеком”, оператор системы, наши потребности не тянет. Даже проводного Интернета там уже мало. А если Интернета нет, а еще хуже, если он заблокирован, магазин встает.

– Есть такая особенность: покупатели идут наплывами, – продолжает Жулдыз. – Это может быть перерыв или вечер. Одновременно приходят по несколько человек и каждый берет пачку-две.

И вот представьте: сканер считывает пачку 5 минут. Очередь стоит. Люди торопятся.

Могут что-то сказать продавцу. Он тоже начинает нервничать. И делает ошибки. Чем еще больше раздражает покупателей. Нам приходится разное от людей выслушивать. А что делать? Мы же продавцы. А теперь представьте, человек хочет купить сигареты безналом. Ты должен сначала снять всё сканером. Потом – чтобы снять товар со своего склада. Провести безналичную оплату. Это занимает очень много времени.

Плати, чтобы не было проблем

– На самом деле, малые магазины напрягает не сам 2D-сканер, – подключается третий предприниматель по имени Зухра. – Скорее растущее давление на торговлю и ИП. Сначала поставили терминал для безналичной оплаты. Банки за него снимают свою “шапку”. Затем обязали установить приложение “Wipon”. За 8 200 тенге. МРП подвязали к лицензии на продажу алкоголя. Она растет ежегодно. Ввели онлайн-ККМ. Потом – страхование работников. Усложнили отчетность по форме 910. Даже грамотные люди покупали программу, чтобы ее заполнить. С этого года по медстрахованию работников мы платим уже 2 процента.

Справка “КАРАВАНА”

По данным табачных компаний, доля теневого рынка табачных изделий в Казахстане – в районе 1,4 процента.

Наценку на сигареты устанавливает табачная компания – 6,8–8,5 процента, в зависимости от марки. Например, наценка 7 процентов. “Альфабанк” за аренду терминала берет 5 тысяч тенге ежемесячно. С прошлого года он ввел плату за обналичивание – до 1 процента. За транзакцию магазин теряет 4,3–4,5 процента.

Коммуналка – это космос! “Энергосбыт” выставляет счета по 70–80 тысяч тенге в месяц. АО “Тартып” подняло цены за вывоз мусора. Тепло подорожало. “Казахтелеком” тарифы поднял.

КГД вводит электронные сопроводительные накладные на товар (СНТ). Если в течение 15 дней СНТ не предоставил, тебя отправляют в систему 6-го запуска. Этот отдел ведет недобросовестных предпринимателей.

Поднимаешь все накладные и доказываешь, что купил товар легально. Не доказал – дело передают в Бюро экономических расследований.

ИП подталкивают к постоянному мониторингу товаропотока. Вести весь этот учет должен бухгалтер-товаровед. Ипэшник сам это делать не сможет. У него нет времени. Но и возможности платить бухгалтеру тоже нет. Предприниматель по определению должен и товар принять, и на рынке закупиться, и на кассе постоять, и накладные выписать, и помещение продезинфицировать, и выкладку сделать. Упустить сроки вполне реально из-за занятости.

В Алматы 8 тысяч магазинов формата “у дома”. В половине из них работают или пожилые, или матери-одиночки, или многодетные, или инвалиды. Они не будут брать на работу еще и специалиста-бухгалтера. Не так много зарабатывают.

“Они бы повесились в подсобке”

– Когда “упрощенку” вводили, нам говорили, что мы будем работать по легкой отчетности. Но с каждым годом бумаги усложняются. Если бы законотворцы поработали в нашей шкуре хотя бы пару дней, они бы повесились в подсобке, – уверена Зухра. – Акимат держит цены на социально значимые продукты питания. В магазине кирпичик хлеба стоит 95 тенге. По накладной – 90.

Если клиент рассчитывается по карте, то 2,85 тенге сразу забирает банк. Обналичить деньги – снова банку 1 тенге. И плата за ведение счета и аренду терминала. Плюс 2,75 тенге.

В сумме 90+2,85+1+2,75=96,6 тенге. Хлеб ИП продают себе в убыток. Если же учитывать, что ИП по “упрощенке” платят налог 3 процента от дохода, то, чтобы быть в плюсе, надо продавать буханку по 105 тенге.

– В списке 28 товаров, – продолжает предприниматель. – Рекомендованная цена сахара – 254 тенге за кило. Вот накладная: мы покупаем по 280 тенге. Если ИП превысил цену, то прилетает штраф – 280 тысяч тенге. И штрафуют. В Алматы наказали магазин за то, что соль он продал по 65 тенге. Против цены акимата в 55 тенге. А как она это сделает, если ей поставщик отдал товар за 62? У нас нет других поставщиков.

Чтобы хоть как-то облегчить себе жизнь, часть магазинов попросту отказывается закупать сигареты. Это означает, что им не нужны будут и 2D-сканеры, не нужна будет лишняя отчетность.

– Мы предлагаем обязать табачные компании вести розничную торговлю табачными изделиями через автоматы, – формулирует общую позицию Шугла. – Этот автомат должен быть оборудован 2D-сканером и привязан к КГД. Тогда исключается человеческий фактор, и информация о продаже каждой пачки сигарет напрямую отправляется в КГД. Государство получает корректные и точные данные о продажах. Какой штат налоговиков будет освобожден! А мы готовы предоставить им свою торговую площадь в аренду.

Справка “КАРАВАНА”

Акимы Алматы на отчетных встречах с населением всегда говорят, что малый и средний бизнес – это основа экономики города. В южной столице работают 185 тысяч субъектов МСБ. В этом сегменте работает треть населения самого мегаполиса, плюс больше 200 тысяч жителей Алматинской области. Доходы от МСБ формируют 60 процентов бюджета города.

“Мы – чемодан без ручки”

Отдельного индивидуального предпринимателя власти пока не слышат. Поэтому они объединяются в соцсетях. На площадке “Магазины Алматы” в “Телеграм” уже набралось 700 человек. Каждые сутки их число растет на 20–30 человек. Параллельно работают такие же чаты во всех крупных городах страны. В рамках республики уже создан и работает чат, который объединяет активистов городов. Пока только 8 регионов. Проблемы у всех одни и те же: завышенные требования по налоговой отчетности, 2D-сканеры, ограничения по ценам, штрафы.

– Чат для магазинов мы создали летом прошлого года, когда в первый раз услышали про СНТ. Поняли: будут проблемы. Расшифровав документы, увидели, что это приведет нас к банкротству, – рассказывает “КАРАВАНУ” частный предприниматель из Нур-Султана Алтынгуль ТУРЛЫБЕКОВА. – Чтобы вести ассортимент, надо нанимать бухгалтера. Бухгалтеры подняли свои ставки. В прошлом году специалиста нанимали за 160 тысяч тенге, сейчас – 250 тысяч минимум.

Хорошо, нанимаем бухгалтера на разовую работу. Закрытие полугодия раньше стоило 5 тысяч тенге. Сейчас просят уже 10 тысяч. И в этом году они, видимо, снова поднимут свои расценки, потому что КГД вводит новые параметры по 910-й форме (декларация о доходах для ИП и ТОО, применяющих спецрежим по упрощенной декларации). Чем больше пишет бухгалтер цифр, тем больше он запрашивает с заказчика.

Чтобы производить маркировку, нужен 2D-сканер. В Нур-Султане он стоит от 29 тысяч тенге. Но по опыту такой сканер не читает 20 процентов кодов. Надо брать аппарат подороже.

Другая проблема ИП – нет четкого определения его статуса. По Налоговому кодексу ИП – физические лица. Но коммунальные платежи, штрафы, другие платежи они платят как юридические лица. Например, свет физлицу обходится 16 тенге, а ИП – 21 тенге.

Справка “КАРАВАНА”

На 2019 год количество субъектов предпринимательства в Нур-Султане составило 125 тысяч и по сравнению с прошлым годом увеличилось на 30 процентов. По поручению главы государства столица должна обеспечить до 2050 года 50-процентную долю МСБ в валовом региональном продукте.

– Мелкие магазины очень сильно пострадали во время пандемии. Доходы населения упали, упал и наш оборот. Торговля умирает, – уверена Турлыбекова. – Хотелось бы, чтобы на нас обратили внимание и снизили нагрузку. Мы коробку яиц (360 штук), стыдно сказать, продаем 20 дней. В прошлом году, до карантина, я заказывала такие коробки через день. Вместо упрощения условий для бизнеса налоговики решили закрутить гайки

Мы писали в виртуальную приемную Президента. Отправляли письма в КГД вместе с Павлодаром, Карагандой, Темиртау. Нам ответили, что эту систему отменить невозможно, так как мы вошли в ВТО, должно быть, как в Европе. Я не знаю, как Европа доросла до этого. Мы не можем. У многих нет автоматизации. Люди считают на калькуляторах. Проблему магазинов “у дома” никто решать не хочет. Мы – как чемодан без ручки. Выкинуть нас жалко – все-таки платим налоги, но и тащить тоже никто не хочет. Поэтому мы организовали республиканский чат. Там участвуют Экибастуз, Темиртау, Караганда, Актобе, Костанай, Нур-Султан, Павлодар, Алматы, Петропавловск. Начали выходить на другие города.

КГД отменяет акцизные марки

Нурдаулет ОРЫНТАЙ, главный эксперт управления администрирования активов КГД минфина РК:

– Система маркирования табачных изделий введена в октябре 2020 года. Комитет государственных доходов вводит цифровую маркировку товаров. В течение 2021 года мы отменим бумажные акцизные марки. Это даст прослеживаемость товаров, что позволит лучше бороться с теневым оборотом. Для предпринимателей, которые работают открыто, система выравнивает конкурентные условия. Для покупателей – (дает) подробную информацию о приобретаемом товаре.

Касательно 2D-сканера. Предприниматели говорят, что сканеры стоят 50 тысяч тенге, и это очень дорого для них. Это неверная информация, представленная недобросовестными поставщиками. На самом деле это обычный сканер. Он стоит от 25 тысяч тенге и выше. Это свободный рынок. Аппарат можно купить где угодно. Для тех, у кого нет возможности его приобрести, разработано бесплатное мобильное приложение для смартфона. Оно также позволяет производить выбытие товара. Настройки обновления ККМ стоят около 5 тысяч тенге. Если у вас правильно настроен сканер, то никаких проблем быть не должно.

Перед тем как внедрять цифровую маркировку табачных изделий, мы провели подготовительную работу. С октября 2018 года по март 2020 года прошел пилотный проект. Весь цикл апробировали. Убедились, что она позволяет выполнять возложенные на нее функции. После этого провели анализ регуляторного воздействия. Сам проект представили бизнесу, обсуждали его с НПП “Атамекен”. Это не было скоротечным решением. И только в октябре 2020 года мы внедрили маркировку.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи