Опубликовано: 1500

Энергетический шантаж

Энергетический шантаж

Наши чиновники верят, что олигархи готовы тратить деньги ради народа.

Но олигархи хотят только брать у народа деньги. Программа индустриализации Казахстана до 2014 года, которую сейчас готовит правительство, предполагает, что в стране будут строиться новые заводы, и не один, а десятки! А для заводов нужно много электроэнергии. Свет требуется для растущих городов, для сел. Электроэнергии не хватает уже сегодня – и это проблема, которую надо решить. Вот только решать новую проблему собираются старыми методами, которые могут и не сработать.

В большинстве стран мира энергетику продавали в частные руки, когда энергии на рынке было в избытке – для создания конкуренции. Но в Казахстане лошадь поставили позади телеги: приватизировали изношенные станции, дождались дефицита электроэнергии и теперь пытаются заставить частных собственников строить новые ТЭСы и ГРЭСы. Получится ли?

В прошлом году электростанции Казахстана из-за аварий и технических проблем останавливались 131 раз. За год в энергосистеме страны произошло 6132 аварии и случая отказа оборудования. В апреле на Шульбинской ГЭС, которой управляет американская компания AES, из-за отказа техники была затоплена часть галерей станции и шлюза. 111 раз отключались в аварийном режиме высоковольтные линии электропередачи.

Ресурс турбин угольных станций выработан на 65–90 процентов, треть высоковольтных линий используется уже более 40 лет. Старые котлы, турбины и генераторы сегодня выдают лишь 14,5 ГВт вместо запроектированных 18,9 ГВт мощности.

В этом году, несмотря на спад потребления энергии, аварий меньше не стало. Несколько пожаров произошло на изношенных подстанциях алматинского АЖК. Что дальше?

20 лет – именно за такой срок окупается большая электростанция. Но наши “электрические” олигархи не готовы столько лет ждать прибыли. Они хотят получить прибыль немедленно, повышая тарифы, но не вкладывая средств в модернизацию электростанций.

Игры в рынок

До 2015 года в электроэнергетику Казахстана надо вложить 18 миллиардов долларов, или дефицит электричества станет хроническим. Правительство разрешило частным собственникам станций поднимать тарифы, и в ближайшие пять лет владельцы станций получат дополнительно более 6 миллиардов долларов. Но где гарантия, что эти деньги будут потрачены по назначению?

Почти десять лет наши чиновники занимались реформированием электроэнергетической отрасли. Считалось, что если разделить единую энергосистему на производителей, сетевые и розничные структуры, то в результате возникнет конкуренция и покупатель сможет выбрать лучшие условия.

К 2000 году госкомпания “Казахстанэнерго” была разделена, большинство станций приватизировали, а магистральные линии отошли КЕГОКу. Затем был создан КОРЭМ – специальная биржа, на которой все участники рынка и должны были торговать электроэнергией.

Однако сегодня на площадке КОРЭМ продается лишь мизерная часть всей электро­энергии, производимой в Казахстане. Например, в январе–марте 2009 года электростанции страны выработали 21 миллиард кВт-ч, но через биржу было продано всего 446 миллионов кВт-ч (или 2,5 процента). Все остальное реализуется путем прямых договоров между станциями и потребителями, у которых часто нет выбора.

После приватизации оказалось, что три четверти станций принадлежат крупнейшим корпорациям, которые одновременно являются крупнейшими потребителями электроэнергии, как ENRC и “Казахмыс”, либо продают ее конечным потребителям, как AES.

– Самая большая проблема в реформе энергетики – это вот такие вертикально интегрированные компании, – считает академик Берлисбек АЛИЯРОВ, – они любыми путями стараются снизить затраты, но только для себя и своих структур.

Чтобы появился рынок, власти должны были заставить олигархов продавать хотя бы треть энергии на бирже, но этого не произошло, отмечает ученый.

Понятно, хозяева станций постарались использовать возникший дефицит энергии с максимальной выгодой для себя. Например, “Казахмыс”, выкупив весной прошлого года Экибастузскую ГРЭС-1 у американцев, организовал вокруг нее систему фирм-посредников. Они монополизировали продажу энергии и “накидывали” на цену 20–40 процентов, получая миллиарды тенге прибыли. В полной зависимости от местных ТЭС оказались Костанайская область и некоторые южные регионы.

Рынок умер, едва родившись.

А оно им надо?

Зато известно, что внутри больших компаний электростанции продают свет для “своих” заводов и рудников очень дешево, по себестоимости. А себестоимость энергии в Экибастузе, например, одна из самых низких в мире. Остальные потребители платят по тарифам, которые утверждает государство.

В марте этого года частные собственники электростанций и сетей добились давно ожидаемого решения правительства о поэтапном увеличении тарифов на электроэнергию до 2015 года. В соответствии с планом отпускные цены на энергию со станций возрастут в среднем с нынешних 4,8 до 7,6 тенге за кВт-ч. Одновременно были утверждены форматы типовых договоров об инвестициях. Мы тебе – деньги, ты только построй!

Вот только контролировать исполнение обязательств будет очень и очень непросто, потому что вкладываться в энергетику заинтересованы далеко не все ее нынешние хозяева. Для собственных предприятий у сырьевых корпораций энергии вполне хватает и сейчас. Деньги они зарабатывают на добыче сырья, этот бизнес выгоднее. Так зачем им вкладываться в какие-то станции, которые окупятся через два десятка лет?

А как при дефиците (бензина или квартир – не важно) ведут себя на рынке частные собственники – хорошо известно. Они стараются получить как можно больше прибыли. В ход идет все – “плановый ремонт”, фирмы-посредники, подкуп чиновников.

Так что дефицит, с точки зрения хозяина ГРЭС или ГЭС, – штука полезная. А вот лишние киловатты сделают энергию дешевле, и, значит, прибыль – меньше. Пока, по крайней мере, отечественные олигархи не выражают большого желания инвестировать в электроэнергетику. Так, “Казахмыс” вошел в проект АО “Балхашская ТЭС” с долей в… пять процентов. В соответствии с планом финансирования (70 процентов всех денег организаторы стройки намереваются занять за границей) затраты медного гиганта составят чуть более 1,5 процента от стоимости станции. Работы на берегу Балхаша должны были начаться еще в прошлом году, однако деньги на строительство до сих пор найти не удалось…

Так что пока получается, что олигархи “от электроэнергии” требуют повышения тарифов, ссылаясь на изношенность оборудования и намекая на возможные аварии. Но деньги, полученные от населения в результате такого вот энергетического шантажа, тратят отнюдь не на модернизацию. А на собственные нужды.

Просим главу Минэнерго Сауата МЫНБАЕВА, министра индустрии и торговли Асета Исекешева и председателя АРЕМа Нурлана Алдабергенова ответить на вопросы:

Если за 10 лет реформирования энергетической отрасли биржевой рынок электроэнергии так и не заработал, значит ли это, что реформа провалилась?

Почему строительство Балхашской ТЭС до сих пор не начато?

Почему на поддержку банков деньги взяли из Нацфонда, а на строительство электростанций их собираются занимать за рубежом?

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи