Опубликовано: 2000

Энергетический базар

Визит главы Азербайджана Ильхама Алиева в Казахстан вызвал огромный интерес у экспертов - все понимали, что он попытается клонить главу Казахстана к обоюдовыгодному предложению, но без одобрения Москвы.

Транскаспийская энергетическая магистраль Актау - Баку, строительство которой является для Азербайджана долгосрочным золотым прииском, могла бы обеспечить эффективную функциональность уже действующему нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан.

Через этот нефтепровод Казахстан экспортирует нефть на внешние рынки, тем самым обеспечивая его полноценную функциональность. А введение в скором времени в эксплуатацию месторождения Кашаган даст Баку необходимый карт-бланш на увеличение объемов прокачки казахстанской нефти до 20 миллионов тонн ежегодно. Строительство Транскаспийского трубопровода Актау - Баку сыграло бы на руку и Казахстану, и Азербайджану, и более всего Европе, участвующей активами в отечественных нефтяных компаниях. Реализация Транскаспийской трубы укрепит позиции Баку с экономической, политической и геополитической точки зрения.

Выгода Казахстана тоже очевидна. Но принять сейчас предложение Ильхама Алиева - значит пойти против стратегического партнера - Москвы.

Россия уже согласовала и утвердила на международном уровне собственный проект - Прикаспийскую трубу, призванную не дать Европе в обход России экспортировать казахстанские энергоносители. Поэтому реализация Транскаспийского проекта без ведома северного соседа маловероятна.

Так совпало (случайно ли?), что участники данного геоэнергетического расклада на неделе осуществляли взаимные визиты вежливой дипломатии. Пока Ильхам Алиев осуществлял рабочую поездку в Казахстан, в Баку наведались представители дядюшки Сэма. Советник госсекретаря США по вопросам Европы и Центральной Азии Мэтью Браза встретился с бакинскими политиками, в частности с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым, после чего сделал весьма интересное заявление. Он отметил, что правительство США выступает за здоровую конкуренцию в энергетическом секторе Азии и считает недопустимым использовать энергетический фактор – в качестве рычага политического сдерживания.

Во время встречи был обсужден ряд проектов: вопросы реализации проекта газопровода между Турцией, Грецией и Италией, которые недавно подписали соответствующий договор. И, что примечательно, проект Nabucco по транспортировке газа из Центральной Азии в Европу через территорию Азербайджана также нашел свое декларативное заверение. Таким образом, поставка азербайджанского газа в Европу давно уже не вызывает сомнений, но пока неизвестно, какие транзитные системы будут созданы для ее реализации. В случае, если бы Астана согласилась подстраховать Баку в таком нелегком вопросе, то Азербайджан мог бы не опасаться за дефицит энергоносителей или недостаточную мощь потенциальных газопроводов.

После встречи Ильхама Алиева и Нурсултана Назарбаева общественности были представлены весьма сдержанные и абстрактные пресс-релизы прошедшей встречи. "Азербайджан для нас очень интересен как транзитная территория в связи с тем, что мы, как ранее договорились, участвуем в проекте Баку - Тбилиси - Джейхан, в будущем - по газовым проектам и железнодорожному переходу через Азербайджан и Грузию на Черное море", - отметил Нурсултан Назарбаев в ходе встречи.

Все это можно считать заранее обыгранным сетом в политическом теннисе.

По словам казахстанского политолога Эдуарда Полетаева, Назарбаев уже давно дал четко понять своим российским партнерам, что они будут в приоритете в этих энергетических торгах.

- И господин Ильхам Алиев, отправляясь в Казахстан, это хорошо осознавал - энергетическая расположенность Казахстана к странам Центральной Азии уже не та, что была несколько лет назад, когда Европа могла надеяться на казахстанские альтернативы в обход России. Он понимал, Транскаспий - это выгода, статус и деньги за транзит нефти. Но он также не мог не понимать, что все это будет хотя бы частично обсуждаться с Москвой. Все сводится к каким-то немаловажным деталям - Баку выторгует увеличение транзита нефти танкерами через БТД, а Казахстан в свою очередь получит весомую поддержку в новом порту в Атырау, - резюмирует эксперт.

Полина КРЕСТОВСКАЯ

Caravan.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи