Опубликовано: 2300

Эксперт из Берлина: Алматы не должен повторять наши ошибки

Эксперт из Берлина: Алматы не должен повторять наши ошибки Фото - Тахир САСЫКОВ

К концу этого года новый генплан развития Алматы вынесут на утверждение правительства. Прежний, как заявили специалисты, уже не отвечает реалиям растущего мегаполиса.

Одна из главных его целей – решить транспортную проблему и, как следствие, вопрос загрязненности воздуха.

Постройка новых пешеходных улиц, ограничение скорости в центре до 40 километров в час – эти и другие кардинальные изменения ожидают всех нас уже скоро.

Обсуждением насущных транспортных проблем Алматы сейчас занимается целая группа молодых урбанистов из разных стран – студенты, специалисты, представители общественных организаций. А также эксперты с опытом, работающие в сфере архитектуры, транспортного и городского планирования. Все они – участники Летней школы по устойчивости городской мобильности. Гостям раздали карточки “Онай”, чтобы они катались по городу, оценивали по определенной методике доступность общественного транспорта Алматы, остановочные комплексы, дороги, развязки и так далее. Одна из зон пристального внимания – район снесенного автовокзала “Саяхат”. Да, некоторые уже отметили “низкий уровень менеджмента в работе автобусов” и “проблемы с качеством воздуха”. В Алматы ужаснулись результатам исследования о доступности общественного транспорта

По итогам недельной работы эксперты дадут свои рекомендации, как безболезненно для всех пересадить алматинцев с автомобилей на велосипеды, автобусы. Все замечания, творческие замыслы будут представлены общественности, после направлены в акимат, некоторые заработают уже с осени, сообщила во вторник руководитель проекта “Устойчивый транспорт Алматы” Елена ЕРЗАКОВИЧ.

Город “коротких связей”

Автор корректировки, начальник отдела генплана института “Алматыгипрогор-1” Алтай САТЫБАЛДИЕВ рассказал, что проект нового генерального плана предполагает создание в городе многофункциональных зон с целью сближения мест проживания и приложения труда. Алматы должен стать компактным городом, городом “коротких связей”.

– При корректировке плана мы столкнулись с тем, что необходимо рассматривать город в тесной увязке с пригородной зоной, – говорит Алтай Сатыбалдиев. – Перед генпланом стояла задача развивать город в пределах существующих границ, с учетом того, что к 2030 году в нем будет проживать 2,4 миллиона жителей. Резервы для развития есть – новые территории, там около 600 гектаров свободно. Есть возможность строить здания, проложить дороги, коммуникации, развивать общественный транспорт. Акцент также будет сделан на пригородный транспорт. В трех направлениях мы предполагаем построить мультимодальные пересадочные комплексы, чтобы ограничить въезд личного транспорта на территорию города.

Закрыть обзор и небо – нам такое не подходит

Как рассказал “КАРАВАНУ” исполняющий обязанности начальника городского управления архитектуры и градостроительства Алмасхан АХМЕДЖАНОВ, в перспективе легкорельсовый транспорт (ЛРТ) стоит на первом месте:

– Это коммерческий проект, ищем инвестора, причем город колоссально готов помочь, чтобы он сюда привез новые технологии в рамках строительства ЛРТ. Легкорельс и трамвай – разные виды транспорта. Технологии ЛРТ более продвинутые. Вспомним причину ликвидации трамвая – многочисленные аварии. Уже не было средств и необходимости восстанавливать пути. На момент закрытия по городу ездило всего шесть трамваев, в том числе вагон-ресторан. Сама транспортная инфраструктура себя изжила. У ЛРТ другие технические требования к транспортным путям. По улице Толе би будут прокладывать рельсы на месте прежних, а где-то проведут новые. Это первая очередь. Если этот вид транспорта получит хорошее развитие, то он, как в европейских городах, может окутать сеткой наш город.

– А если пустить по верху электричку, как в Малайзии, Сингапуре?

– Построить можно, а смысл? В перечисленных странах высокие плотность населения и пассажиропоток. Когда там это построили, то закрыли небо. Да, транспортную проблему решили путем того, что электрички движутся по воздуху. Зато вопрос обзора, пространства не решен. Нам это не подходит.

– Когда будут готовы первые линии для скоростного общественного транспорта?

– Инфраструктура строится. Маршрут первого коридора начинается выше микрорайонов “Орбита”, проходит по улицам Мустафина, Жандосова, Тимирязева…

“Мы не хотим зажать транспорт”

– Думаю, система ЛРТ – прекрасная альтернатива для Алматы, – высказал мнение директор транспортного отдела Восточной Европы и Центральной Азии одной из крупных компаний Ашраф ХАМЕД. – Но главное – как весь транспорт соединяется вместе и помогает друг другу. Это не будет работать, если новый генплан не учтет потребности и особенности транспорта. То, что происходит в Европе сейчас, – результат исторических событий. В 70-х годах, когда роль общественного транспорта снизилась до критической отметки, все пересели на автомобили, у нас родилась концепция интегрированного планирования. Я сам из Берлина, там сейчас не нужен автомобиль, то же самое в Амстердаме, Париже, где очень качественный общественный транспорт. Если пользоваться авто, это выходит очень дорого. В данное время внедряется общественный прокат автомобилей, электромобилей, велопрокат. В Германии прорабатывается система скоростных велосипедных магистралей – автобанов. Вам не нужно повторять наши ошибки.

Что еще принципиально нового появится в городе? По словам Алмасхана Ахмеджанова, Алматы и дальше будет придерживаться рекомендаций датского архитектора Яна Гейла – “город для людей”. Пока глобальной реконструкции подверглась только улица Панфилова.

Но в планах – полностью освободить от машин и сделать пешеходными еще несколько улиц. Также в центре мегаполиса скорость транспорта будет ограничена до 40 километров в час.

– Меня часто критикуют ваши коллеги, но мы не хотим зажать транспорт, это делается для того, чтобы обеспечить безопасность пешеходов при переходе через транспортные артерии в центре, – сказал Алмасхан Ахмеджанов.

АЛМАТЫ

КОММЕНТАРИИ

[X]