Опубликовано: 2200

Экспансия с севера: готов ли к ней казахстанский спорт?

Экспансия с севера: готов ли к ней казахстанский спорт?

Отечественный спорт, из-за слабого финансирования и неэффективной работы детских спортивных школ и так дышащий на ладан (за исключением, пожалуй, единоборств), оказался перед новой проблемой. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) напомнила, что не только менеджеры, строители, официанты или водители, но и спортсмены из стран ЕАЭС могут на равных с местными жителями правах работать в других государствах союза.

Перед глазами сразу возникает картина, как российские атлеты толпами валят через границу, занимая места казахстанцев в профессиональных футбольных, баскетбольных или регбийных клубах. Насколько велика вероятность такого развития событий, можно ли защитить наш отечественный спортивный рынок и стоит ли вообще это делать, разбирался “КАРАВАН”.

Москва погрозила пальчиком

Три года назад Казахстан, Россия и Беларусь заключили договор о Евразийском экономическом союзе. Со временем к нему присоединились Армения и Кыргызстан. Эти пять государств договорились совместными усилиями развивать собственные экономики. Одним из пунктов соглашения стало свободное передвижение между странами товаров, услуг, капитала и рабочей силы. К последней относятся и спортсмены. Однако в Казахстане в ряде игровых видов спорта продолжало существовать ограничение на участие иностранцев. Под лимит подпадали и спортсмены из стран ЕАЭС.

11 мая 2017 года Евразийская экономическая комиссия письмом за подписью председателя коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна поинтересовалась у правительств государств, входящих в союз, как обстоит дело с “устранением ограничений… в отношении профессиональных спортсменов, являющихся гражданами государств-членов”. Кабинет министров переадресовал вопрос профильному ведомству, а уже через три дня комитет по делам спорта и физической культуры спустил его республиканским федерациям.

Срочно сниму команду. На неделю

Новая ситуация застала врасплох прежде всего волейболистов и баскетболистов. Эти федерации несколько лет четко придерживались лимита на легионеров, закрывая свои лиги от слишком навязчивого внимания извне. У них и появилось больше всего вопросов к спорткомитету на совместном совещании представителей восьми республиканских федераций по игровым видам спорта. Вопросов, которые пока остаются без ответа.

Вот, к примеру, один из них. По Трудовому кодексу работодатель может заключать договоры не только с взрослыми людьми, но и с подростками. С 16 лет любой россиянин имеет право работать на казахстанских предприятиях без каких-либо ограничений, с 14 лет – с некоторыми оговорками. Юношеские чемпионаты страны по возрастам проводятся не с разъездами, а по так называемой туровой системе. Все команды собираются в одном городе и в течение недели играют между собой. Так выходит гораздо дешевле, чем в течение сезона ездить друг к другу в гости ради одного-двух матчей. А теперь представьте ситуацию, когда какой-нибудь клуб привозит из той же России команду 16-летних ребят, заключает с ними соглашения сроком на семь-десять дней, выставляется на тур, выигрывает его и распускает детей по домам. И никаких тебе затрат на подготовку резерва, зарплату тренерам, проведение сборов. Взял готовую команду, выплатил игрокам гонорар – и первое место в кармане. Стоит хоть кому-нибудь так однажды поступить, и последователи у него найдутся тут же.

Инфографика Айгуль АКЫБАЕВОЙ
Инфографика Айгуль АКЫБАЕВОЙ

Баскетбольный ветер перемен

Первой под новые веяния подстроилась Федерация баскетбола (президент Димаш Досанов – генеральный директор – председатель правления АО “КазТрансОйл”), занимавшая самую жесткую позицию в отношении легионеров. Если в прошлом сезоне доступ в высшую лигу (второй по силе дивизион) иностранцам был полностью закрыт, то с этого года клубы могут неограниченно принимать баскетболистов из стран ЕАЭС. Вот только на площадке будут одновременно находиться не больше двух таких игроков, а их возраст не должен превышать 20 лет. С одной стороны, это сделано для того, чтобы приезжие мужики не “растоптали” нашу молодежь из высшей лиги, с другой, вдруг среди юных россиян найдется игрок, способный в перспективе усилить сборную Казахстана.

Аналогичные поблажки (за исключением ограничений по возрасту) баскетболистам из ЕАЭС сделаны и в клубах национальной лиги. Их количество в команде также будет любым, вот только одновременно всем скопом выйти на площадку им не разрешат.

Подобная схема подойдет и нашему волейболу (президент федерации Нуртай Абыкаев – экс-глава КНБ), в котором наблюдается схожая ситуация. Там высшая лига также закрыта для приезжих игроков, а в клубах национальной лиги не может быть больше трех иностранцев.

Невоспитанные легионеры

Свою систему противостояния легионерам из стран ЕАЭС в свое время разработали в футболе (президент федерации Сеильда Байшаков). Толчком послужила повальная натурализация, прежде всего российских игроков. Имена Алексея Попова, Михаила Рожкова, Виктора Дмитренко, Валерия Коробкина стали нарицательными. Бирюзовые паспорта, а в ряде случаев и места в сборной, они получали, даже не пересекая границы. Делая им казахстанское гражданство, в клубах таким способом обходили лимит на легионеров.

Когда же натурализация приняла масштабы эпидемии, в Профессиональной футбольной лиге (ПФЛК), которую тогда возглавлял Олжас Абраев, придумали оригинальное решение проблемы. Из регламента убрали понятие “легионер” и ввели определение “воспитанник казахстанского футбола”.

Формально это не ставило барьер перед иностранцами. Игрок мог иметь гражданство хоть Гваделупы, но, чтобы не попасть под лимит, должен был как минимум три года в юном возрасте (до 21 года) провести в любом отечественном футбольном клубе или спортивной школе.

Это мигом закрыло лазейки в футбольном законе, которыми пользовались хитрые руководители клубов. Правило “воспитанников казахстанского футбола” действует третий сезон. Те, кто успел получить наши паспорта раньше принятия нового регламента, могут продолжать играть как “воспитанники”, но число натурализованных футболистов снижается.

Лимит на легионеров в нашем футболе достаточно лоялен – их количество составляет почти треть от общего числа игроков. В большинстве своем это не россияне или белорусы, а футболисты из стран Африки и бывшей Югославии. Понятие “воспитанник казахстанского футбола” на первый взгляд может решить проблему массовой миграции футболистов из стран ЕАЭС, но, возможно, только до появления первого “российского Босмана”*.

Инфографика Айгуль АКЫБАЕВОЙ
Инфографика Айгуль АКЫБАЕВОЙ

Элегантный язык хоккеистов

Первыми интегрировались в евразийское экономическое пространство хоккеисты (президент федерации Аскар Мамин – первый заместитель премьер-министра Казахстана). Ставя реальные барьеры на пути игроков из России и Беларуси, они элегантным языком обходят их в регламенте. Так, в статье о количестве хоккеистов в клубной заявке (там должно быть 30 человек) вместо “не более 16 игроков из стран ЕАЭС” указано “не менее 14 хоккеистов – граждан Казахстана”. Согласитесь, смысл фраз одинаковый, но звучат они по-разному.

И еще одна интересная особенность регламента открытого чемпионата страны по хоккею с шайбой. Хоккеисты России и Беларуси подпадают под понятие “легионеры”, поскольку не имеют права играть за нашу сборную, однако лимит на них – не более пяти человек в заявке на матч – не распространяется.

Будь проще, иностранцы сами отстанут

Проще всего относятся к легионерам федерации хоккея с мячом (президент Оралбай Жаксымбетов), регби (президент Мурат Уанбаев) и водных видов спорта (президент Тимур Кулибаев – председатель президиума Национальной палаты предпринимателей “Атамекен”) (та часть федерации, что отвечает за водное поло). Там либо нет ограничений на иностранных спортсменов, либо он существует только формально.

К примеру, в высшей лиге чемпионата Казахстана по регби каждый из клубов может на всю лигу заявить по три иностранца. Однако на практике играют только двое россиян: наши команды попросту не могут позволить себе приобретать зарубежных регбистов.

В водном поло вообще не существует национального чемпионата в привычном его понимании. В прошлом сезоне за звание сильнейшего в Казахстане боролись кто во что горазд – ветераны, юниоры, игроки первой сборной. Естественно, что такой чемпионат вряд ли заинтересует ватерполистов других стран. Ведущие же отечественные коллективы – мужская “Астана” и женская “Айша-Биби”, являясь, по сути, сборными Казахстана, участвуют в чемпионате России, а резервы черпают из команд, играющих в юношеском первенстве страны.

Место на глобусе

Не приедут иностранцы и в чемпионат Казахстана по хоккею с мячом, в котором участвуют сборные областей. У нашего бенди есть только один клуб, уральский “Акжайык”, выступающий в высшей лиге России. В этом наши бенди и водное поло схожи.

Зато у них большое различие в формировании сборных. Если ватерпольная национальная команда набирается из местных игроков, то на чемпионаты мира в составе сборной по русскому хоккею ездят россияне. На последнем мировом первенстве за нашу национальную команду по бенди выступали трое хоккеистов, начинавших карьеру в Казахстане, и еще один, родившийся в Алма-Ате, когда его отец, тоже хоккеист, выступал за местное “Динамо”. Все остальные 13 человек знают Казахстан только как географическое место на глобусе.

Пресловутый мировой опыт

Ну а пока местные федерации изыскивают возможности обойти решение Евразийской экономической комиссии и каким-то образом защитить свой спортивный рынок, комитет по спорту свою позицию выразил однозначно. В ведомстве заявили “КАРАВАНУ”, ссылаясь на пресловутый мировой опыт, что “практика привлечения легионеров… способствует профессиональному росту казахстанских атлетов и в некоторых случаях участие иностранных спортсменов привлекает интерес общественности, тем самым повышает количество болельщиков”.

Довольно спорное утверждение. Во-первых, болельщики идут на действительно сильных и ярких иностранных спортсменов, которых при нынешнем финансировании игровых видов спорта в наши баскетбольные, волейбольные и хоккейные чемпионаты (не говоря уже о других) не заманишь. Во-вторых, дети должны быть уверены, что в будущем их не заменят в командах на второсортных легионеров только потому, что так будет выгодно кому-то в клубе.

* Жан-Марк Босман – бельгийский футболист, чьи судебные тяжбы привели к революции в европейском футболе.

В частности, в чемпионатах стран Европейского союза игроки из других стран ЕС перестали считаться легионерами.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи