Опубликовано: 2000

Его рекорды уже не побить

Его рекорды уже не побить

Нападающему алма-атинского "Динамо" по хоккею с мячом Евгению Агурееву принадлежат несколько "вечных" рекордов. Он самый результативный игрок в истории чемпионатов СССР (634 гола) и рекордсмен по числу забитых мячей за один сезон (74 гола в чемпионате 1978/79). Но мало кто знает, что Евгения Агуреева не брали в сборную Советского Союза из-за… серьезных проблем со здоровьем.

В обычной жизни за такое уголовное дело заводили

– Родился и вырос я в Ульяновске, где хоккей с мячом считался видом спорта номер один, – рассказывает знаменитый снайпер. – Местная “Волга”, единственная из команд мастеров по игровым видам спорта, выступала в высшей лиге. Может, поэтому и выбрал хоккей с мячом, в который пришел в 12 лет. Хотя в школе и другими видами спорта занимался. Той же легкой атлетикой. В девятом классе брал в высоту 195 см, что только на 10 см ниже норматива мастера спорта. В пользу хоккея с мячом сыграл и тот факт, что в “Волгу” попал мой родной брат Виталий, который был на два года старше меня.

– Евгений Агуреев уже в юные годы демонстрировал свою потрясающую результативность?

– В юношеских соревнованиях забивал по 40 голов в пяти матчах. Я ведь еще играл не в своем возрасте, а с ребятами постарше. Но по фактуре соответствовал, так что разница в два года в глаза не бросалась. Приходилось и на небольшие подлоги идти. К примеру, когда в школе учился, мне делали профсоюзный билет, якобы я уже работаю, чтобы можно было играть за взрослых.

– Хоккей с мячом – травматичный вид спорта?

– Конечно, защита ведь слабенькая. Кроме щитков на коленях, больше ничего не было. Шлемы появились только в 1970 году. Сейчас, конечно, хоккеисты предохраняются лучше, молодежь вообще в хоккейных масках играет.

– От кого доставалось сильнее всего?

– От братьев Алексеевых из горьковского “Старта”. Одного из них, кстати, впоследствии пожизненно дисквалифицировали. В обычной жизни, если тебя клюшкой ударят и сломают лопатку, то заведут уголовное дело. На площадке же – 10 штрафных минут, максимум удаление до конца матча.

Москве пришлось облизнуться

– Первые свои взрослые трофеи вы не в хоккее с мячом завоевали…

– Да, в хоккее на траве. В СССР этот вид спорта начали культивировать в конце 60-х. “Волга” стала победителем первых двух чемпионатов Союза – в 1970 и 1971 годах, а в 1972-м взяла серебро, пропустив на первое место алма-атинское “Динамо”. С “Динамо” я, кстати, тоже успел дважды выиграть чемпионат СССР по хоккею на траве.

– Специфика у хоккея с мячом и на траве совершенно разная…

– Естественно. И правила другие, и игровой инвентарь, и покрытия площадок. А когда еще и чемпионаты СССР по хоккею на траве стали проводиться с разъездами, времени на отдых совсем не осталось. Поэтому сделали в командах разделение на летний хоккей и хоккей с мячом.

– Отслужив два года в хабаровском СКА, почему не вернулись в Ульяновск, а отправились в Алма-Ату?

– Я всегда симпатизировал алма-атинскому “Динамо”. Хотел перейти туда еще в 1971 году, но кто добровольно отпустит ведущего игрока? А в Ульяновск не вернулся еще и потому, что там были невысокие материальные и бытовые условия. У нас со старшим тренером “Динамо” Эдуардом Фердинандовичем Айрихом уже была предварительная договоренность, что из Хабаровска лечу в Алма-Ату.

– А как молодого результативного игрока проморгало московское “Динамо” – базовый клуб сборной СССР?

– Звали и в столицу, но я был категорически против. В “Динамо” были собраны лучшие игроки страны, в составе была очень высокая конкуренция. Но, с другой стороны, в команде не было коллектива.

Перед сезоном врачи требовали расписку

– Зато из Москвы дорога в сборную была короче…

– Этим и заманивали. Говорили: “Хочешь играть за сборную, переходи в “Динамо”. В свое время старший тренер Василий Трофимов многих ребят таким образом перетянул.

– В сборную вас не брали из-за отказа переходить в московское “Динамо”?

– Нет, по другой причине. В 1970 году я серьезно подорвал здоровье. В течение полутора недель ежедневно играл с ангиной, температурой, сломанным носом и за юношей “Волги”, и за основную команду. Во время прохождения медосмотра в сборной все эти болячки разом вылезли. Врачи сказали, что мне не только в хоккей играть, ходить нельзя. После лечения и реабилитации снова вызвали в сборную, и вновь та же история.

– Так ни одного матча в сборной СССР и не сыграли?

– Почему же, провел одну игру. В феврале 1972 года в родном Ульяновске на первом международном турнире на Приз правительства РСФСР против норвежцев.

– Чтобы играть в чемпионатах Советского Союза, здоровья хватало?

– К играм чемпионата допускали. Хотя в алма-атинском “Динамо” и на сборах, и на выезде делил один гостиничный номер с доктором, постоянно находился под его контролем. Последние же годы перед началом сезона давал расписку о том, что в случае чего прошу никого не винить.

На ноги поставила знахарка

– И рекордный в плане результативности сезон-1978/79 тоже провели с риском для жизни?

– В том чемпионате я уже в первых восьми играх забил 40 мячей. А под Новый год открылась новая болячка – язва желудка. После обследования врачи предложили лечь на операционный стол. Но, к счастью, нашли в Алма-Ате бабушку – народную целительницу, которая мне помогла. Она в пять минут сняла боль, лечила травами, настойками. В первых числах января была игра на “Медео”. Мне тренеры говорят: “Женя, ты только выйди. А то разговоры идут по всему Советскому Союзу, что Агуреев сильно болен. Ты просто покажись, что жив-здоров, соперник морально надломится”. Я, наверное, матчей пять вот так сыграл, просто находясь на льду. Пропустил только две выездные игры – с московским “Динамо” и красногорским “Зорким”. В результате в 26 играх забил 74 мяча.

– Тот сезон, наверное, стал самым запоминающимся в вашей карьере?

– Скорее, самым тяжелым. Перед чемпионатом “Динамо” покинули сразу пятеро ведущих игроков, и вся ответственность легла на меня, Бориса Чехлыстова, Якова Апельганца, Александра Ионкина. К концу сезона, когда молодые раскачались, стало полегче. Несмотря на серьезные потери, “Динамо” провело очень результативный сезон и выиграло серебряные медали. Если бы не травмы, могли и на золото претендовать.

Алма-атинское “Динамо” – лучшая команда Европы

– Чемпионами вы были двумя годами ранее, в 1977-м…

– А могли и раньше. В сезоне 1975/76 немного не сложилось, в частности, помешало необъективное судейство в матче с московским “Динамо”. В 1977 же году мы превосходили столичных хоккеистов. Когда такое бывало, чтобы тренер московского “Динамо” Василий Трофимов в перерыве покинул стадион?! После первого тайма мы вели 5:1 и завершили матч крупной победой – 9:3.

– Казахстанские болельщики были на седьмом небе от счастья!

– В те годы “Динамо” собирало в Алма-Ате полный стадион. Болельщики даже с билетами лезли через забор, чтобы занять лучшие места. Стадион “Динамо” на улице Шевченко был нашей родной ареной. Но со временем приходилось все чаще играть на “Медео”. Если поначалу удавалось так составлять календарь, чтобы в середине чемпионата зимой 13 матчей подряд играть дома, то потом перестали учитывать наши климатические условия. Вопреки расхожему мнению, на “Медео” у нас не было преимущества перед соперниками. Если бы жили и тренировались там, тогда другое дело.

– В том памятном сезоне “Динамо” стало первым не только в стране, но и в Европе…

– В финале Кубка чемпионов мы встречались со шведами. В первой игре на выезде уступили со счетом 2:3. Матч получился тяжелым, “Динамо” было сильнее, но судьи просто не дали нам выиграть. В Алма-Ате на “Медео” снова судьи первые 15 минут оказывали на нас серьезное давление. Но Борис Чехлыстов быстро забил первый гол. Потом я – второй, третий. Здесь судейство смягчилось, и мы разгромили шведов со счетом 9:0.

– Могли ведь и больше забить…

– Могли. Я при счете 9:0 умышленно не забил пенальти. Турнир только начал проводиться, и если бы в финале были разгромные результаты, соревнования могли в дальнейшем отменить.

– Почему Кубок европейских чемпионов не вручили там же, на “Медео”, а позже в Москве?

– Трофеем до этого владело столичное “Динамо”. Поэтому мы кубок получили только тогда, когда приехали на календарную игру в Москву. Потом привезли кубок в Алма-Ату, показали болельщикам. На приеме в МВД республики министр вручил именные золотые часы, премию небольшую дали.

Делать казахстанские паспорта россиянам – это не выход

– До развала Союза алма-атинское “Динамо” еще раз успело стать чемпионом…

– Да, в 1990 году. Я тогда уже, конечно, завершил игровую карьеру, работал государственным тренером. Тогда судьба золота решилась на “Медео” в игре с архангельским “Водником”. Победа делала нас чемпионами, и мы ее добились. Причем выиграли достаточно легко.

– Вполне вероятно, что в скором времени на “Медео” снова пройдут официальные матчи по хоккею с мячом…

– Говорят, что наш вид спорта включат в программу зимних Азиатских игр 2011 года в Алматы. География хоккея с мячом за последнее время расширилась. Сейчас в Международную федерацию бенди входит 21 национальная федерация, всего четыре страны не хватает, чтобы рассчитывать на олимпийскую прописку. Думаю, что Россия, которая будет принимать у себя Олимпиаду в 2014 году, добьется включения хоккея с мячом в программу Игр.

– Каковы в этом случае наши шансы на олимпийские медали?

– Надежды есть, если начнем поднимать свой хоккей с мячом, а не заниматься привлечением под знамена сборной Казахстана российских легионеров и делать им наши паспорта.

Сергей РАЙЛЯН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи