Опубликовано: 1800

Двухколесные приключения

Доехать до Иссык­Куля из Алматы можно за одну ночь. Или за два дня дойти через горы пешком. Но гораздо романтичнее проехать через те же горы на велосипеде. Если хоть немного держитесь в "седле", то успеете за день. А вот обратно – лучше уж пешком.

Восемь лет назад, когда Большое Алматинское озеро и побережье киргизской жемчужины связала дорожная лента, на Иссык­Куль вереницей потянулись туристы­любители. На велосипедах, мотоциклах и джипах. Кто во что горазд. Так было вплоть до 2003 года, пока селевым потоком не разрушило мост через реку Чон­Кемин. С тех пор на коротком горном пути возникла серьезная водная преграда. Если повезет, перейти реку можно вброд. Воды по колено, она прозрачная, хорошо видно, куда наступаешь. Но когда тебе повезет, предугадать почти невозможно.

Чон­Кемин очень непредсказуемая река, – рассказывает байкер Игорь Баранов. – Уровень воды в ней постоянно меняется, в зависимости от осадков, окружающей температуры, интенсивности таяния снегов. Случается, и джипы уплывают. Потом их тросами из воды вытягивают. Я однажды тоже провалился в какую­то яму по пояс. А течение сильное. Несколько метров проплыл, пока удалось встать на ноги и выбраться.

Обычно в таких случаях договариваются с местными чабанами, которые кружат неподалеку от дороги – они на лошадях переправляют и людей, и велосипеды.

Местные чабаны казахстанских путешественников любят. Несложная услуга становится сезонным заработком.

Не теряются и киргизские пограничники. Страны все­таки разные, разделенные государственной границей, которую горная дорога пересекает на вершине Озерного перевала. Высота 3800 м. В ожидании нарушителей конные пограничники патрулируют по долине Чон­Кемина, километрах в тридцати от места постоянной дислокации. Говорят, чаще всего их можно встретить в выходные дни августа. Все остальное время года вершины перевалов покрыты снегом, и туристам там делать нечего. Вопросы нелегального пересечения границы, как правило, решаются на месте.

17… 18… Есть перевал!

Чтобы попасть на Иссык­Куль, надо преодолеть два перевала. Сначала поднимаешься на Озерный. Он находится в тринадцати километрах от Большого Алматинского озера. Потом спускаешься в долину Чон­Кемина, переплавляешься через реку, и далее вновь подъем на следующий перевал Кок­Айрык (3920 м). Испытание не из легких. Время уже послеобеденное. Начинает сказываться усталость, а наверх ведут восемнадцать поворотов горного серпантина. Именно 18! Какая­то добрая душа (возможно, это были строители дороги?) у каждого поворота на большом плоском камне вывела краской его порядковый номер.

– Прикольно получилось, – смеется Игорь Баранов. – Едешь, считаешь. После восемнадцатой отсечки идет прямой отрезок до перевала. А там арка стоит. Большая, металлическая. И слова первого президента Киргизии Аскара Акаева на ней написаны. До сих пор прочитать можно. Оттуда до Иссык­Куля остается 35 км спуска.

Наверху холодно. Практически каждый день во второй половине дня небо затягивают тучи, начинает моросить дождь или мокрый снег. Представляете, как мы летим оттуда к солнечному побережью!

Каждый год природа привносит в рельеф дороги новые очертания. То поворот размоет, то совсем перегородит путь оползнем. С киргизской стороны иногда пускают бульдозер – он выравнивает, расчищает или напрямую прорубает новые срезки между двумя витками серпантина. По словам Игоря, в этом году природа особенно постаралась: “На велосипеде проще. Где нельзя проехать, слезаешь с него, грузишь на себя, и пошел пешком, пока снова дорога не появится. На машинах в этом году до нас там никто не проезжал”.

Назад и вверх

Обычная практика: за один день доехать до Иссык­Куля, отдохнуть там, сколько позволяет время, на автобус – и домой.

– Бывают такие отчаянные, кто и обратно тоже на велосипеде отправляются, – продолжает Игорь. – Решил попробовать в прошлом году. Вдвоем с товарищем… Попробовали… Никогда больше такого делать не буду.

– Почему?

– Профиль у дороги другой. Очень тяжело получается. Туда ведь мы с Большого Алматинского озера едем. Это уже высота 2400 м. Там ночуем и в 5–6 утра трогаемся в путь. Остается полтора километра вверх – и спуск. А тут мы с товарищем выехали из поселка Бозтери. Сначала 30 км вдоль Иссык­Куля проехали. Затем 35 км вверх на Кок­Айрык. Только во второй половине дня добрались до Чон­Кемина. Вода скверная, мутная. Страшно в такую лезть. Чабаны на другом берегу. Еле докричались до них. Лошади шли по брюхо. Потом на Озерный подняться. Специально для этой поездки я себе новый велосипед купил с задней подвеской. На старом у меня только передний амортизатор был. Так вот, несмотря даже на две подвески, к вечеру я спиной каждый камешек чувствовал. Это уже не поездка в удовольствие, а борьба за выживание у нас получилась. Выехали мы в пять утра, домой я добрался к десяти вечера. Более семнадцати часов в седле. Ноги сбиты, натерто все что можно. Дня три еще потом организм от этой нагрузки отходил.

– Тренироваться перед таким путешествием долго надо?

– В первый год, когда я только начал ездить на байке, на Иссык­Куль ехать не рискнул. На второе лето съездил подряд два раза.

Чтобы добраться до Иссык­Куля, помимо физической обязательно нужна еще высотная подготовка. Желательно за месяц до поездки раза 3–4 побывать на высоте более 3000 м. Мы ездим на Озерный или Космостанцию – один из самых сложных подготовительных маршрутов на перевал Алагир (3600 м). Он находится между Проходным и Озерным ущельями.

Груз – по минимуму

Каждые полкило веса в горах дают о себе знать. Поэтому ничего лишнего в путь байкеры не берут. Но обязательно требуются:

Теплые вещи, потому что наверху даже в августе нередко идет снег.

Дождевик на случай, если целый день будет идти дождь.

Плавки и панама – все­таки отправляетесь на пляж.

Сменная обувь, чтобы переплавляться через реки.

Еда на день, с расчетом на две остановки. Можно прихватить маленькую газовую горелку, чтобы вскипятить чай.

Фляжка с водой. Небольшая. Ручьев и речушек по дороге достаточно, с пополнением водных запасов проблем нет.

Аптечка и ремкомплект для велосипеда у настоящего байкера всегда с собой. Даже если поехал в магазин за хлебом.

Команда молодости нашей

Игорь Баранов увлекся ездой на байке четыре года назад, в возрасте, что называется, за тридцать.

– По молодости я любил ездить на шоссейных велосипедах, – рассказывает он. – Потом решил возобновить занятия спортом, чтобы держать себя в тонусе. И байк буквально открыл мне глаза на мир. Раньше я много слышал, что вокруг Алматы очень красиво, но почти ничего толком не видел. Сейчас не осталось ущелья, где я еще не побывал. В ходе поездок то там, то здесь знакомишься с разными людьми. Я знаю байкеров, может быть, человек сто или больше. Постепенно у нас сложилась своя постоянная компания, мужчины в возрасте от 27 до 40 лет. Практически все семейные. У некоторых жены и дети тоже на велосипедах. Мы уже побывали в Боровом. Второй год подряд на две недели ездим в Восточно­Казахстанскую область. Там очень красиво! Общая дорога получается порядка 3500 км. Из них до пятисот – в седле велосипеда. Идей есть еще много. Хочется съездить в Крым, побывать в Карпатах. Но чем дальше путешествие, тем дороже оно обойдется.

Сменил шоссе на горы

Одним из самых заслуженных маунтинбайкеров, колесящих по горным склонам в окрестностях Алматы, является ветеран отечественных велогонок, член нацио­нальной сборной СССР Эльдар Юнусов.

В седле велосипеда он провел уже более тридцати лет и “завязывать” с увлечением всей своей жизни даже не собирается.

– Занимаясь спортом, я ездил на максимально облегченных шоссейных велосипедах, – рассказывает Эльдар. – Это классика. Это скорость. Но когда я в первый раз сел на маунтинбайк – горный велосипед, то испытал совершенно иное удовольствие. Байк, конечно, гораздо тяжелее. Он устойчивее, надежнее , маневреннее. И, соответственно, безопаснее. В случае непредвиденной ситуации справиться с ним легче. Но главное его достоинство – это возможность выезжать за пределы города подальше от асфальтированных дорог с оживленным движением. Любоваться природой. Наслаждаться свежим воздухом, получая при этом хорошую физическую нагрузку. Можно заехать на перевал и оттуда посмотреть на город, в котором мы живем.

У меня уже давно два велосипеда. Один шоссейный, на котором я принимаю участие в республиканских соревнованиях, и маунтинбайк. На нем я катаюсь в свободное время. Кроме того, я включаю горные прогулки в процесс своей подготовки к спортивному сезону. И получаю от этого только пользу.

Юлия Львова

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи