Опубликовано: 8500

Двор – как стойло для авто

Во дворах жилых домов идет война за стояночное место для автомобиля. Ради стойла для своего железного коня люди идут даже на нарушение закона.

Но местные власти делают вид, что ничего не происходит.

Ночью – да и днем тоже! – наши дворы превращаются в стихийную автостоянку. Автомобили заполонили все пространство – детские и спортивные площадки, газоны. Им не помеха бордюры и всевозможные заграждения, некоторые автолюбители и сами не прочь огородить место для своего авто.

И происходит такое практически во всех крупных городах страны.

Свой в чужом дворе…

В южной столице особенно остро вопрос со стоянками во дворах стоит в центральных районах – возле крупных торговых центров, офисов различных фирм.

– Наш двор превратился в сквозную улицу, – говорит Динара Копжасарова, председатель КСК “Семиречье”, который обслуживает дома возле торгового дома “Зангар”. – Здесь оставляют машины работники многочисленных магазинов, покупатели – да все кому не лень!

По словам председателя КСК, жители пытались решить проблему по­своему: поставили шлагбаум, чтобы ограничить въезд посторонних машин.

– Но мы тут же получили уведомление от городских властей о том, что должны убрать шлагбаум, дескать, это незаконно, – рассказала Динара Копжасарова. – А проблема осталась. И было уже такое, что автомобиль сбил ребенка...

– Мы поинтересовались в управлении дорожной полиции, можем ли устанавливать шлагбаумы при въезде во двор жилого дома или ставить небольшие заборчики, чтобы машины не могли парковаться, – пояснила председатель КСК. – Нам ответили, что придомовая и дворовая территория – это земля общего пользования, и жители домов не могут устанавливать никакие заграждающие свободный проезд приспособления. То есть если жители создадут кондоминиум, выкупят у городских властей эту землю в частную собственность, то тогда могут что угодно ставить. Но при этом будут отвечать за эту землю, платить за нее налоги…

А ведь многие из нас до сих пор наивно полагают, что в своем дворе могут делать что хотят!

…чужой в своем дворе

Вот из этого заблуждения и вырисовывается вторая проблема: сами жильцы не могут поделить между собой территорию двора. Практически в каждом дворе, особенно в спальных районах Алматы, можно увидеть незатейливо вколоченные в землю колышки с цепью и замком. Это самые предприимчивые столбят место для своего автомобиля – по принципу “кто не успел, тот опоздал”.

– Недовольные соседи идут к нам, но мы­то ничего сделать не можем! – разводят руками работники КСК. – Сносить самовольно установленные заграждения и наказывать имеют право только полицейские.

Именно участковые инспекторы должны контролировать соблюдение “Правил благоустройства территории города Алматы”, в которых оговаривается запрет на стоянку в зеленых зонах дворовых территорий, на детских площадках, пешеходных дорожках, газонах, цветниках, бельевых и контейнерных площадках, а также в арках зданий.

– Мы можем привлекать к ответственности, например, по статье 300 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП ), которая предусматривает штраф за нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений, – пояснил начальник управления общественной безопасности ДВД Алматы Серик Казыбаев. – Но теперь представьте: двор забит автомобилями, они загораживают всю проезжую часть, во двор не могут заехать ни “скорая помощь”, ни пожарная машина, но… автомобили жильцов стоят не на газонах. И наказывать вроде не за что.

Немного проще с самовольно установленными столбиками. По словам Серика Казыбаева, в этом случае граждане нарушают статью 387 КоАП РК. Недовольные соседи могут написать заявление в местный отдел полиции, и участковый инспектор примет меры по демонтажу заграждений, а также оштрафует рьяного автомобилиста.

Но и полицейские, и представители КСК сходятся в одном: нигде толком не прописаны правила парковки во дворах жилых домов. И каждый паркуется где хочет и как может.

Городские власти ни за что не отвечают

– Практически все граждане нарушают правила, но ведь машины надо куда­то ставить, – говорит начальник УБО. – Мы можем, конечно, провести полномасштабную акцию, убрать все машины с дворовых территорий, но куда в таком случае люди их поставят? На проезжую часть? Так она уже тоже забита автомобилями!

По мнению полковника Казыбаева, автотранспорт под окнами – проблема практически всех городов Казахстана. И решать ее должны местные власти.

Но наше обращение в городской акимат – пока только за комментариями – ничего не дало. В управлении энергетики и коммунального хозяйства, к которому, по идее, и должны относиться проблемы жилых домов и внутридомовых территорий, нам заявили, что никакого отношения “к стихийным стоянкам во дворах отношения не имеют”. Этим, по мнению сотрудников управления, должен заниматься департамент внутренних дел.

– Управление энергетики и коммунального хозяйства могло хотя бы совместно с ДВД провести рейды, собрать информацию об этой проблеме и донести ее до акима, – считает юрист Алматинской ассоциации КСК Аркадий Рубцов. – Ведь ни КСК, ни ДВД не могут этого сделать. Репрессивные меры тут бесполезны – надо сначала создать условия, построить паркинги и стоянки. Но власти все никак не возьмутся за это.

ЧС городского масштаба

Для многих специальных служб – МЧС, “скорой медицинской помощи”, противопожарной службы – припаркованные во дворах жилых домов автомобили стали огромной проблемой.

Как рассказал начальник отдела экстренного реагирования департамента ЧС Марат Жуматаев, неоднократно бывало, когда из­за припаркованных во дворах автомобилей спасатели не могли подъехать к месту происшествия.

В мае во время пожара в супермаркете “Гросс”, возле Зеленого базара, из­за оставленных на ночь автомобилей пожарные машины не могли подъехать к зданию.

– Нам пришлось подавать звуковые сигналы. Часть владельцев автомобилей, которые живут рядом, отогнали свои машины, а часть, видимо, и живет не в этом районе, поэтому нам пришлось растаскивать автомобили. Потом их владельцы предъявили нам претензии за то, что мы их якобы повредили.

А несколько лет назад в огне погибли трое маленьких детей.

– Мать оставила троих детей дома, а сама ушла на базар. Во время игры дети случайно подожгли ковер, – рассказал Марат Жуматаев. – Соседи вызвали пожарных, но из­за припаркованных машин мы не смогли сразу подъехать ближе к дому. Детей спасти не успели…

На заметку

Согласно “Правилам благоустройства территории города Алматы”, утвержденным 12 декабря 2007 года, на территории жилых кварталов, микрорайонов, а также на придомовой территории запрещается:

– стоянка, въезд служебного и личного автотранспорта на зеленые зоны дворовых и внутриквартальных территорий, детские площадки, пешеходные дорожки, газоны, цветники, бельевые и контейнерные площадки, в арки зданий;

– стоянка и парковка транспортных средств вне специально отведенных и обозначенных знаками и разметками мест;

– мойка, очистка и ремонт транспортных средств внутри жилых кварталов и на землях общего пользования, в местах массового отдыха людей, у подъездов жилых домов.

За нарушение данных правил статьями 300 и 387 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрен штраф. Нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере от 10 до 20 месячных расчетных показателей (от 11 680 до 23 360 тенге). А нарушение правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере до 20 МРП (до 23 360 тенге).

Анна ПАВЛОВА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи