Опубликовано: 1500

Дорога открыта, но под контролем

Дорога открыта, но под контролем

Много лет отечественные перевозчики поднимали острый вопрос о том, что их иностранные коллеги не совсем честно порой работают на рынке, делая большой бизнес на нашей же территории, при этом допуская серьезные нарушения.

В министерстве по инвестициям и развитию РК услышали о проблемах и приняли ряд кардинальных мер. Проведенные проверки подтвердили, что ситуация с ввозимыми грузами посредством автотранспорта требует пристального внимания и контроля.

Последние годы в стране были предприняты огромные шаги к тому, чтобы создать максимально комфортный инвестиционный климат. Результатом стал повышенный интерес иностранного бизнеса к рынку Казахстана. И, конечно, особое внимание привлекал транзитный потенциал нашей страны. Эта благодатная бизнес-ниша сразу же стала заполняться желающими. На рынок пришли надежные партнеры, за последние годы были открыты крупные логистические компании. Но также в страну устремились мелкие перевозчики из соседних стран, которые ради большой маржи были готовы на нарушения.

Вскоре отечественные перевозчики стали говорить о проблемах: честно ли, когда наш бизнесмен старается работать по правилам, а его коллега из соседней страны затаривает машину сверх меры, устремляя тяжеловесное транспортное средство по дорогам, разбивая их, лишь бы получить сверхприбыль.

О проблемах услышали. На днях прошел брифинг на площадке Службы центральных коммуникаций, где министр по инвестициям и развитию РК Женис КАСЫМБЕК рассказал о проводимой работе по государственному регулированию в сфере автомобильного транспорта, а также созданию условий для конкурентоспособности отечественных перевозчиков на рынке международных автомобильных перевозок.

Как сообщил министр, в настоящее время по территории Республики Казахстан усилен контроль за иностранными перевозчиками. Только за минувшую неделю проверено более 2 700 автотранспортных средств.

В результате выявлено 193 нарушения, основная доля из которых приходится на киргизских перевозчиков – 60 процентов (117), на российских – 20 процентов (38) и остальные 20 процентов (38) на других перевозчиков (Турция, Таджикистан, Туркменистан и др.).

Для справки приведем еще немного цифр статистики. С начала текущего года всего проверено 58 655 иностранных автотранспортных средств, выявлено 2 538 нарушений, основная доля из них приходится на киргизских перевозчиков – 933 нарушения.

В этой связи в приграничные регионы направлены дополнительные передвижные посты транспортного контроля. К примеру, по Жамбылской области организована дислокация четырех передвижных постов транспортного контроля. Вместе с местной полицейской службой, службами по экономическим расследованиям (СЭР) и органами государственных доходов (КГД) обеспечен круглосуточный контроль за проездом транспортных средств.

Как показала проверка, каждое 6–7-е автотранспортное средство следует с нарушением. За прошедшую неделю проверено 835 киргизских автотранспортных средств, по итогам которых выявлено 117 нарушений.

Основными нарушениями, допускаемыми киргизскими перевозчиками, являются отсутствие товарно-транспортных накладных – 56 нарушений, превышение весогабаритных параметров – 34 нарушения, осуществление каботажных перевозок – 7 нарушений, отсутствие казахстанского бланка разрешения на поездку – 10 нарушений и иные – 10 нарушений.

Понятно, что отсутствие товаросопроводительных документов, таких как ТТН, сертификаты, декларации на перевозимый груз, ставит под сомнение законность перевозки и происхождение груза, особенно при перевозках скоропортящихся товаров.

Материалы по данным фактам подлежат передаче в органы государственных доходов и службы по экономическим расследованиям для дальнейшего выяснения обстоятельств.

По словам министра, допустимая масса автопоезда в составе тягача и полуприцепа для передвижения по автомобильным дорогам Республики Казахстан не должна превышать 40 тонн, хотя по факту автотранспорт перевозчиков Кыргызской Республики допускают перегруз, что наносит несоразмерный ущерб автомобильным дорогам и снижает их несущую и пропускную способность.

К примеру, 13 октября текущего года при проверке автотранспортного средства, принадлежащего киргизскому перевозчику, выявлено превышение допустимых весовых параметров более пяти тонн.

За прошедший период только сумма сборов и штрафов за перегруз составила порядка пяти миллионов тенге, сообщил министр.

В Союзе международных автомобильных перевозчиков РК нам пояснили, что на самом деле такую работу профильный комитет в министерстве по инвестициям и развитию проводит постоянно. Это не единичные проверки.

– Проблемы есть, как и в любой другой отрасли, иностранные перевозчики порой пытаются осуществлять перевозки без соответствующих документов. Есть вопрос и о том, что тем самым они отбирают работу у казахстанских перевозчиков. Казахстан имеет соглашение о международном автомобильном сообщении с более чем 40 странами. В каждом соглашении оговаривается, как будут осуществляться перевозки, устанавливаются квоты обмена бланками разрешений на взаимовыгодных условиях. С 2010 года транспортный контроль перенесен на внешнюю границу Таможенного союза. Некоторые перевозчики из России, Беларуси пытаются осуществлять перевозки без разрешений. Что касается Киргизии, они тоже нарушают, но до прошлого года мы работали полностью без разрешительной системы, они могли ввозить товары беспрепятственно в неограниченном количестве, в том числе из третьих стран. Потом мы взяли под контроль ввоз товаров через Киргизию из третьих стран, установив квоту. Но внутри стран – участниц Таможенного союза перевозки открыты, не требуется разрешения. Машины из Киргизии, бывает, что перегружают, так как возят продукты питания, овощи, фрукты. Об этом и говорилось в сообщении министерства, – пояснил ситуацию заместитель директора ассоциации Алпысбай АДИЛЬДАЕВ.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи