Опубликовано: 1800

Допинг – неспортивная помощь!

Допинг – неспортивная помощь!

Кто и зачем применяет допинги и как они влияют на организм человека, рассказывает алматинский врач спортивной медицины, реабилитолог Евгений ГРАПОВ.

– В связи с нынешними спортивными скандалами расскажите, какие виды допинга чаще всего применяют спортсмены и как они влияют на организм?

– Во-первых, нельзя так безапелляционно заявлять, что все спортсмены принимают допинг. А если и употребляют, то не обязательно это допинг. Это могут быть и разрешенные препараты, которые помогают быстрее восстановиться и достичь каких-то результатов. Конечно, не все спортсмены принимают только разрешенные вещества. Сам же международный реестр запрещенных препаратов постоянно пополняется, и людям, имеющим отношение к спорту, нужно быть начеку, потому что в список могут попасть препараты, которые еще совсем недавно были легальными, но вдруг стали запрещенными. Тот же самый мельдоний и его аналоги. В принципе, вполне безобидный препарат, всегда являлся таковым и применялся как вспомогательное средство в комплексной терапии. Его каждой второй бабушке в поликлинике назначают.

А когда весной этого года известную российскую теннисистку Марию Шарапову дисквалифицировали, отстранили от спорта на два года, потому что у нее в крови обнаружили мельдоний, это прозвучало как гром среди ясного неба. До прошлого года он был абсолютно легальным и назначался в спорте повсеместно, потому что улучшает обмен веществ, мозговое и сердечное крово­обращение, обогащает мышцы кислородом, то есть помогает восстановлению спортсменов после тяжелых нагрузок. Но в 2015 году он вошел в списки как особо наблюдаемый, а с 1 января 2016-го стал запрещенным.

 

 

– Получается как бы нелогично, что спортсменку наказали?

– Да нет. Предупреждение об этом было на сайте антидопингового агентства WАDА. Я спортсменов, с которыми работал, предупредил об этом еще в середине 2015 года, чтобы потихонечку от него отказывались. Но удивительно, что в кругу спортсменки такого уровня, как Мария Шарапова, с многомиллионными гонорарами, которая сама может содержать несколько медицинских центров, не оказалось человека, который бы обратил ее внимание на это еще год назад.

– А что с нынешними веществами, обнаруженными у казахстанских тяжелоатлетов?

– Прием препаратов, которые инкриминируют нашим знаменитым атлетам, это совсем другой ряд веществ. Это, так сказать, тяжелая артиллерия, анаболические стероиды (вещества, ускоряющие синтез белка и обновление клеток тканей). Причем это препараты очень старые, они разработаны еще в 50–60-х годах прошлого века, а в списке запрещенных – с 70-х годов. Изначально они были придуманы, чтобы компенсировать дефицит мышечной массы в организме людей, перенесших голод, тяжелые инфекции, неблагоприятные условия, и назначались при крайней степени истощения, кахексии и гипотрофии.

– Как они попали в спорт?

– Просто еще в 60-х годах кому-то пришло в голову, что, раз этот препарат увеличивает мышечную массу, значит, повышает и силовые характеристики. То есть при употреблении дает спортсмену преимущества в конкурентной борьбе. Но антидопинговые службы очень быстро изобличили это и поставили анаболические стероиды, такие как станозолол, ретаболил, метандростенол и другие, под запрет.

– Говорят, они вызывают побочные эффекты у спорт­сменов...

– Дело в том, что официальных исследований по воздействию анаболических стероидов на спортсменов до сих пор не было и нет, потому что это запрещенные в спорте препараты. И, осознанно употребляя их, спортсмены действуют на свой страх и риск. С одной стороны, они могут увеличить мышечную массу. А с другой, например, употребление анаболических стероидов у мужчин может вызывать развитие вторичных половых признаков по женскому типу. Возникает так называемая гинекомастия. Начинает расти не грудная мышца, а увеличиваться в этом месте железистая ткань. У женщин, наоборот, развиваются вторичные половые признаки по мужскому типу, могут появляться усики, оволосение рук, грубеет голос, развивается плечевой пояс. Поэтому, если добровольно девушки их применяют, это, конечно, очень легкомысленно. Потому что после спорта жизнь не кончается, а только начинается. Девчонкам еще замуж выходить, детей рожать. А сохранится ли у них репродуктивная функция после употребления этих препаратов, это еще бабушка надвое сказала.

А сейчас “популярными в узких кругах” стали различные синтетические препараты на основе человеческого гормона роста саматотропина. Китайские его аналоги – джинтропин, динатроп – тоже в числе запрещенных. С одной стороны, они также увеличивают мышечную массу, но с другой – могут провоцировать такие страшные заболевания, как рак гипофиза. Еще недальновидные спорт­смены могут применять синтетические аналоги мужского полового гормона тестостерона, который, как считается, повышает спортивную злость, азарт и мышечную массу. Но когда мужчина употребляет его в инъекциях или таблетках, его собственный, эндогенный тестостерон перестает вырабатываться.

– Если все настолько рискованно, почему люди этим пользуются?

– Сам по себе профессиональный спорт – это зачастую неадекватно большие нагрузки, при которых в организме начинаются процессы катаболизма – разрушения. Скапливаются продукты распада, свободные радикалы и другие токсические агенты. И этот катаболизм нужно переводить в анаболизм, то есть в процесс восстановления. Поэтому естественно, что все спортсмены того или иного уровня принимают пищевые добавки, продукты питания и препараты, которые помогают быстрее восстановиться. Применяют антиинтоксикационную, восстановительную терапию. В числе прочих препаратов применяют гепатопротекторы, поскольку идет большая нагрузка на печень, а также ангио- и кардиопротекторы, восстанавливающие сердце и сосуды.

Но беда в том, что сертифицированных спортивных врачей у нас очень мало. Это штучный товар. Из-за этого в командах, бывает, работают в лучшем случае травматологи или ортопеды. А в одной из команд, я слышал, работал даже врач-гинеколог, то есть специалист далекий от спортивной медицины. Пока у нас не сформирована система подготовки собственных спортивных врачей. В этом-то и беда. А тренеры сами в обход врачей не должны назначать спортсменам те или иные лекарственные вещества. Ведь по незнанию они могут порекомендовать и запрещенный препарат.

– Что вы думаете по поводу нашей команды знаменитых тяжелоатлетов?

– Считаю маловероятным, чтобы спортсмены такого уровня, как Илья Ильин, осознанно принимали запрещенные препараты. Они бы не стали так рисковать своей репутацией, регалиями, спортивными достижениями, употребляя препараты, запрещенные еще 50 лет назад. Это здравомыслящие и достойные спортсмены. И давайте все-таки придерживаться презумпции их невиновности. Мы же не знаем, что и как применялось и как проверялось. И почему их допустили к Олимпиаде тогда?

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи