Опубликовано: 1400

Договор дороже правды?

Договор дороже правды?

Американская компания предлагает раскрыть детали секретного соглашения о передаче в концессию крупнейших электростанций. Но наши чиновники, похоже, хотели бы оставить его в тайне…

Компания AES не выполняет инвестиционные обязательства!– заявил в апреле заместитель председателя Агентства по регулированию естественных монополий АРЕМ Анатолий ШКАРУПА. Американцы обязались отремонтировать электростанции, которыми они владеют либо управляют: Шульбинскую ГЭС, Усть-Каменогорскую ГЭС, ТЭЦ в этом же городе, а также Согринскую ТЭЦ. Все эти объекты были построены во времена СССР и с тех пор порядком обветшали. На их ремонт иностранный инвестор вроде бы обещал выделить свыше 600 миллионов долларов, однако потратил гораздо меньше. Теперь вопрос, что называется, стоит ребром: если обязательства действительно не выполнены, то договор о продаже станций может быть пересмотрен и их придется вернуть государству.

Но оказалось, что все обстоит гораздо сложнее.

Все обязательства AES прописаны в так называемом Алтайском договоре, заключенном между Республикой Казахстан и AES тринадцать лет назад. “Договор и все дополнительные соглашения являются юридически обязательными для всех участников сделки, – сообщил “Каравану” вице-президент AES Майкл ДЖОНАГАН, – видимо, работники АРЕМ невнимательно читали эту бумагу. Мы выполнили все прописанные в ней обязательства”.

Сам же договор является “конфиденциальным”. Чьи подписи стоят на этой бумаге со стороны Казахстана, г-н Джонаган, по его словам, сказать не имеет права. Если АРЕМ хочет подать в международный арбитраж, то, пожалуйста, но это, по его мнению, вряд ли поможет казахстанской стороне решить проблему. Пока что никаких официальных претензий в AES не поступало.

Компания готова обнародовать текст Алтайского договора, если на это согласится казахстанская сторона, заявил вице-президент AES. И произнес загадочную фразу: “Но заинтересованы ли наши партнеры в том, чтобы условия договора стали достоянием общественности?”.

Что же в этом договоре есть такое, что его лучше держать в секрете от широкой общественности? В 1997 году правительство Акежана КАЖЕГЕЛЬДИНА (президентом КЕГОК в то время был Мухтар АБЛЯЗОВ) заключило договор о передаче в концессию на 20 лет четырех электростанций, расположенных в Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях. Обязательства по его обновлению и замене оборудования должны были содержаться в дополнительном соглашении, которое… так и не было подписано. Бизнес есть бизнес – американцы выполняют только ту работу, к которой их смогли обязать соглашением.

Когда антимонопольщики публично обвиняют американскую компанию в невыполнении обязательств, то они рассчитывают на общественную поддержку – иначе бы все проблемы между государством и AES решались за закрытыми дверями. Возможно, “плохой” иностранный инвестор действительно наживается, эксплуатируя полученное за бесценок оборудование. Но сейчас, похоже, американцы откровенно шантажируют наших чиновников, намекая на желание казахстанской стороны скрыть правду от собственного народа. Если подобное обвинение останется без ответа, оно может стать пятном на репутации наших энергетических боссов.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи