Опубликовано: 2833

До праздника нужно еще дожить, а после – выжить

До праздника нужно еще дожить, а после – выжить

Министерства и национальные компании отказываются от новогодних корпоративов. Крупным компаниям тоже дана негласная рекомендация ограничить траты на праздники, дабы не шокировать народ во время экономического кризиса.

Но так делать нельзя, считает экономист Евгений Кочетов. Желание экономить деньги на всем может привести к безработице в индустрии развлечений, основу которой составляет малый и средний бизнес.

Людям нужны светлые дни

По данным казахстанских СМИ, без ведомственных праздников останутся сотрудники министерства сельского хозяйства, министерства юстиции, иностранных дел, культуры и спорта, национальной экономики, энергетики, министерства по инвестициям и развитию. Сотрудники МВД во время праздников будут защищать покой и порядок на улицах наших городов и сел. Так что им тоже не до веселья.

Без праздника останутся и коллективы национальных компаний – АО “НК “КазМунайГаз”, АО “Қазақстан темiр жолы”, АО “Самрук-Қазына”, НАК “Казатомпром”. У этих предприятий причина другая: тяжелое экономическое состояние. Да и до праздников ли, если половину из них в этом году было решено приватизировать?

– Это не совсем правильно. Нельзя людям тотально запрещать праздники, – сказал в интервью “КАРАВАНУ” Евгений Кочетов. – Я, конечно, против бесконтрольной растраты денег из бюджета. Но если люди, например, коллектив одного департамента или отдела, решают сами сброситься и отпраздновать праздник, в этом нет ничего постыдного и страшного. В последнее время ситуация в стране не очень благоприятная, все испытывают психологическое давление. И такой праздник становиться способом эмоциональной разгрузки человека. Тем более все мы знаем, какой это светлый праздник Новый год для наших людей.

Нельзя забывать, что деньги не уходят впустую. На праздниках зарабатывают не только ресторан и производители продуктов питания, напитков, но и полноценная индустрия развлечений. Это и компании, изготавливающие сувенирную продукцию, типографии, ателье, художники, декораторы, музыканты, артисты. Шоу-программы могут быть настолько разнообразные, насколько богата фантазия у людей.

– Это уже бизнес услуг в чистом виде. В event-индустрии занято огромное количество людей. Запрет на праздники будет колоссальным ударом по всем им. Сейчас взят ориентир на сервис-индустриальную экономику. Доля сервиса должна расти в удельном весе экономики страны и в структуре ВВП, как его отражении, – считает экономист.

Танцуют все

А теперь прикинем, сколько в среднем будет стоить новогодний корпоратив для различных по численности компаний, и подсчитаем, сколько стоит рынок праздничных event-услуг в Алматы и Астане.

Например, проведение мероприятия для 10 человек в кафе средней руки стоит от 50 тысяч тенге, рассказала организатор мероприятий event-компании Виктория Бондарук. В затраты будут входить оплата ведущему вечера, он же проводит конкурсы, и 2–3 вставки: танцевальное шоу, лазер-шоу, диджей с музыкой.

К празднику на 50 человек следует добавить фото- и видеосъемку, услуги декоратора, 5 номеров шоу-программы, а также различные конкурсы, к которым понадобятся небольшие призы и подарки – хотя бы ручка с блокнотом или фоторамка. Цена в среднем 300 тысяч. Услуги ведущего будут стоить от 120 тысяч тенге. Затраты по кухне на 1 человека составляют около 10–12 тысяч тенге. Алкогольные напитки в основном заказчик приносит с собой, стараются договориться так для экономии средств. Расход спиртного на человека – от 1 до 3 тысяч тенге. Сюда могут входить 1 бутылка вина, 400 граммов крепкого алкоголя, сок, минеральная вода.

При организации праздника для крупной компании в 200 человек ко всем расходам добавляются “герои” – певец, музыкальная группа, живая музыка. Средняя цена – 250 тысяч тенге за вечер. Для Астаны все эти цифры надо умножить минимум на два.

– Новогодние корпоративы в ресторанах Алматы начинаются уже с 15 декабря. У нас заполнены все дни до Нового года. Желание провести праздник есть у всех, – считает арт-директор одного из клубов города, пожелавший остаться инкогнито. – Но изменения в экономике чувствуются. Практически все заказчики жалуются, что сметы жестко урезаны. Поэтому мы идем навстречу клиентам, не озвучиваем никаких конкретных сумм. В прошлом году было проще: установит директор цену в 20 тысяч с человека – мы должны ее держать. Это было обычной практикой ресторанов. В этом году все исходят из того, что может себе позволить заказчик. В итоге цены упали до 10–15 тысяч на человека. Но цены могут быть выше в зависимости от того, сколько и какого алкоголя будет выпито.

Характерной особенностью этого года, отмечает собеседник, стало появление большего числа небольших компаний по 10–12 человек, которые платят за свой отдых самостоятельно, не из бюджета компаний.

– В таком поведении людей нет ничего удивительного, – считает Виктория Бондарук. – Когда проводятся корпоративы? Это в основном Новый год, 8 Марта, профессиональный праздник, день рождения фирмы. Часто – празднование сделок или завершение проектов. В среднем человек участвует в 2–4 коллективных мероприятиях. Это не так много, и совместных праздников людям не хватает, поэтому часто наши клиенты стараются “добрать” другие даты. Например, в последние годы стало популярным празднование Дня влюбленных (14 февраля) и 31 октября – хеллоуина (31 октября).

В целом, если считать, что средний горожанин посещает корпоративы 2–3 раза в год, рынок развлечений в Алматы и Астане можно оценить в 50 миллиарда тенге.

Новогодний тимбилдинг

Другой особенностью, но характерной для зарубежных компаний, работающих в Казахстане, стало стремление провести не просто застолье, а праздник на природе.

– Корпоративные клиенты будут проводить мероприятия, посвященные празднованию Нового года, – считает директор рекрутингового агентства Людмила Белова– Но в последние несколько лет наметилась тенденция проводить их не в ресторанах, а на природе. Выезжают за город всем коллективом, и там уже появляется возможность проведения совместных игр с упором на тимбилдинг. То есть формирование командного духа в коллективе. Почти половина наших клиентов уходит в эту сторону.

Причем большая часть клиентов агентства перенесла проведение мероприятия на январь. Объясняется это просто: в этом году праздники выпадают так, что после 25 декабря остается очень мало рабочих дней. Но их число сокращается, так как большинство сотрудников, имеющих семьи, будут брать отгулы и отпуска, чтобы провести время с детьми (для походов на новогодние утренники, спектакли, шоу). Компании принимают все это во внимание. Если проводится тимбилдинг, то на таких корпоративных мероприятиях нужно добиваться присутствия коллектива в полном составе.

Другая причина переноса даты мероприятий – финансовая экономия. В январе празднование Нового года обойдется несравнимо дешевле.

Алматы

[X]