Опубликовано: 1800

До последней капли. Что происходит в казахстанской "нефтянке"

До последней капли. Что происходит в казахстанской "нефтянке" Фото - emba.kz

На большинстве старейших месторождений “Эмбамунайгаза” Атырауской области черного золота кот наплакал, и добывать эти остатки дорого. Если не внедрить новые технологии для увеличения добычи углеводородного сырья, не запустить новые промыслы, то эмбинские нефтяники останутся без работы. Чем это чревато, понятно.

Себе в убыток

В Атырауской области 37 действующих месторождений нефти старейшего нефтедобывающего предприятия “Эмбамунайгаз” и еще два – на временной консервации. Нефти добывается в год 2 миллиона 822 тысячи тонн. На многих месторождениях АО “Разведка Добыча “КазМунайГаз”, разрабатываемых еще с начала прошлого столетия, воды больше, чем столь желанной нефти, а в сутки одна скважина дает не более двух тонн. Выход один – использовать новые технологии, чтобы повысить их нефтеотдачу.

В давно разрабатываемых скважинах остается какой-то еще объем нефти, только добыть ее очень трудно. Себестоимость такого черного золота высокая, ведь на старых месторождениях оборудование надо менять и ремонтировать гораздо чаще. Если высок процент содержания воды в нефти, значит, в копеечку влетает поднимать ее на поверхность. А если взять во внимание упавшие цены на нефть?

Вот эмбинским нефтяникам и приходится работать с максимально сокращенным бюджетом. К тому же каждый год растут цены на электроэнергию, на транспортировку черного золота, тарифы сервисных и подрядных компаний. По мнению заместителя генерального директора по добыче и разработке АО “Эмбй амунайгаз” Канатбека КАСЫМГАЛИЕВА, при низких ценах на нефть всем надо пересмотреть свою ценовую политику, и это необходимо для того, чтобы производители нефти сохранили объемы производства и услуг. Необходимо совместно в непростых экономических условиях искать баланс, который поможет поддержать рентабельность производства со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.

Агрессия вполне уместна

Также на промыслах для повышения нефтеотдачи пласта стали внедрять новые технологии, мудреная характеристика которых понятна только специалистам. И, по мнению генерального директора АО “Разведка Добыча “КазМунайГаз”, лауреата Государственной премии РК Курмангазы ИСКАЗИЕВА, работы по внедрению современных технологий в нефтедобыче надо стимулировать, а в поиске новых месторождений “уходить” на глубину от 5 до 9 километров. Но этому сегодня мешают действующие каноны геологии. В свое время, когда эмбинские геологи защищали в Москве Тенгизский проект, на сей счет были сомнения. Мало кто верил, что на глубине 5 километров с высоким давлением может быть нефть.

При бурении на большую глубину есть высокие риски – геологические, финансовые – из-за очень слабой изученности этих глубин. Но бурить – необходимость. С 90-х годов объем геологоразведочных работ в Казахстане значительно уменьшился по сравнению с 60–80 годами, и сегодня встал вопрос о необходимости “агрессивной” геологоразведки. В Исатайском районе Атырауской области пробурили скважину на 7,5 километра, и там были признаки нефти.

На предприятии “Эмбамунайгаза” работают 5 560 человек. В регионе сложились династии нефтяников. Действует много скважин, дебит которых не более 0,1 тонны нефти в сутки. На их обслуживание каждый день везут людей, которые работают, чтобы извлечь менее 1 процента нефти, а 99 процентов попутной воды закачать обратно в пласт. Вместе с тем предлагается вывести из баланса эти скважины, а сотрудников переформатировать на другие виды деятельности, будь то ликвидационные работы по скважинам или экологические программы. Такие программы пока выполняются рядом подрядных организаций, хотя работа вполне по силам “Эмбамунайгазу”.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи