Опубликовано: 5000

Детский отдых в Казахстане не регламентирован ни одним законом

Детский отдых в Казахстане не регламентирован ни одним законом Фото - Владимир БАХУРЕВИЧ

Казахстанские дети под угрозой! Из-за нехватки детских оздоровительных лагерей и заоблачных цен на них школьники все лето лежат на диване и копят болячки. Но и те, кто все-таки смог поехать к вожатым и песням у костра, тоже рискуют, ведь этим летом все детские лагеря работают вне правового поля. О том, каким должен быть детский загородный отдых и что мешает ему развиваться, рассказал директор детского оздоровительного лагеря

“Сункар” и депутат маслихата Акмолинской области Кайрат СУЛТАНОВ.

Каникулы безответственного режима

– Кайрат Абайдуллаевич, когда-то каждый школьник проводил каникулы в пионерском лагере. Сейчас такой отдых все чаще считается экзотическим. Это вынужденная необходимость или осознанный выбор родителей?

– В 1992 году у нас на территории нынешней Акмолинской области было 64 детских пионерских лагеря, сейчас функционирует всего 19. В одном Зерендинском районе было четыре лагеря, осталось два. То есть лагерей стало в разы меньше. И путевки на все сезоны чаще всего проданы заранее.

– А почему же новые лагеря не открываются, раз спрос есть?

– Очень бы хотелось, чтобы министерство образования и науки немножко самоустранилось от детского загородного отдыха. Потому что они со своей статистикой искажают ситуацию. По их данным, летним отдыхом ежегодно охвачено более 90 процентов школьников, потому что они в одну кучу мешают и пришкольные, и загородные лагеря. А это, на мой взгляд, в корне неверно. Нельзя сравнивать сидение в душных классах, которые ребенку и так надоели за 9 месяцев, и поездку в загородный лагерь.

Об отношении к детским лагерям говорит и такой факт. Деятельность детских оздоровительных лагерей в последние годы регламентировалась распоряжением правительства от 28 июня 2012 года. В нем были прописаны нормы безопасности, санитарии, педагогического состава и так далее. Срок этого распоряжения уже вышел, а новое еще не издано. То есть получается, что сейчас никаким нормативно-правовым актом наша работа не регламентируется и, если кто-то где-то прописанные нормы нарушит, юридически с него и спросить не получится.

– А в чем проблема? Разве правительству тяжело продлить это распоряжение?

– Не тяжело, но сейчас бюрократическая коллизия возникла. Поэтому уже несколько лет я и предлагаю это распоряжение внести в Закон “Об образовании”, чтобы не надо было ничего постоянно продлевать.

Если бы положения о детском загородном отдыхе были вынесены хотя бы отдельной статьей в каком-либо законе, возможно, это стало бы отправной точкой для развития детского туризма. Сейчас никто этой темой отдельно и досконально не занимается. Минобр дает отчеты, в которых практически все дети охвачены отдыхом, а то, что по факту качественно отдыхают единицы, остальные проводят несколько недель в пришкольном лагере, – остается за пределами этих отчетов.

 

 

Сам на себя проверки вызываю

– А так ли уж нужен отдых в лагерях? Если вспомнить последнюю трагедию в России, когда погибли 14 детей, недавний случай в казахстанском лагере, когда девочка погибла из-за разбитого дверного стекла, многочисленные факты отравления…

– Знаете, по поводу безопасности детского отдыха у меня есть свое мнение. В эту сферу, что в России, что у нас, решили допускать малый и средний бизнес. Как следствие – сократили перечень разрешительных документов. В частности, сейчас, для того чтобы открыть детский оздоровительный лагерь, лицензия не нужна. Ну ладно, отменили. Но тогда надо обязательно ввести сертификацию, аттестацию, элементарно – проверки санитарных служб.

СЭС меня проверяет один раз за все лето. Но я сам каждый сезон обращаюсь к ним с просьбой о новой проверке. Потому что у меня в лагере 300 детей одновременно. Я физически могу что-то пропустить. Поэтому пусть проверяют! Ничего страшного в этих проверках нет – может, новостей об отравлениях в детских лагерях больше не будет!

Что же касается несчастных случаев. Дети страдают не только в лагерях. Не секрет, что летние месяцы – самые “горячие” в детской травматологии. Потому что родители целыми днями на работе, дети – без присмотра. А энергии-то много, ее надо куда-то девать. Опять же посмотрите сводки – сколько тонут в основном на неохраняемых водоемах.

А в детских лагерях школьники не только под присмотром в идеале хорошо подготовленных вожатых, но и учатся самостоятельности, патриотизму.

Но, конечно, безопасности надо уделять особенно пристальное внимание. Вот у нас, например, лагерь стоит в лесу, следовательно, вероятность пожара исключать нельзя. Поэтому мы решили сделать так: заключили договор с местными спасателями о том, что они будут учить наших детей бороться с пожарами. Спасатели пошли нам навстречу: в программе смены есть выделенные часы на овладение навыками противопожарной безопасности. ДЧС области пригоняет сюда две машины с водой, под присмотром пожарных наши вожатые поджигают баллоны, а дети самостоятельно разматывают рукава и тушат “пожар”. После прохождения курса каждому ребенку будет выдан сертификат юного спасателя, то есть у детей появится первая в их жизни профессия. Ну и, конечно, уже каждый ребенок будет знать, что делать при пожаре.

Больной и ленивый

– Вы организуете детский отдых уже не первый год. Современные дети сильно отличаются от своих родителей?

– Сильно. В современных детях, с одной стороны, много энергии, они прямо горят желанием выделиться. Многие приезжают в лагерь с готовыми эстрадными номерами. С другой стороны, у них постоянное желание лежать на кровати с телефоном. Я уже из-за них принял решение: летом на территории лагеря Wi-Fi отключен. Большинство детей очень домашние: всякие жуки и тараканы, коих в лесу миллионы, их пугают.

Кроме того, у нынешних детей очень слабое здоровье. Едва ли не у каждого есть то или иное заболевание. Внутричерепное давление, плоскостопие, недовес или лишний вес, больные желудки. 70 процентов детей у меня в этом сезоне с плохим зрением. Им бы каждое лето устраивать отдых в лесу, без телефонов и Интернета, чтобы целый день игры на свежем воздухе и физические нагрузки помогли снять некоторые диагнозы. Но загородных лагерей в Казахстане очень мало.

А можно дешевле?

– И стоят они очень дорого чаще всего...

– По поводу стоимости. Я уже который год поднимаю тему сборов за пребывание в национальном природном парке. У нас в стране день пребывания в нацпарке стоит 200 тенге, причем для всех: взрослых, детей, инвалидов, ветеранов ВОВ. У меня лагерь на территории национального парка расположен, то есть я за каждого ребенка каждый день плачу по 200 тенге, причем если я везу своих детей на экскурсию в Боровое, то там снова за них оплачиваю по 200 тенге, потому что там уже национальный природный парк “Бурабай”. Эти сборы взимаются в соответствии со статьями 807–809 Налогового кодекса РК. В то же время за использование охотугодий у нас нулевая ставка. Разве это правильно? Охотой у нас увлекаются в основном люди небедные, но им отдых бесплатно. А вот если ты хочешь свежим воздухом подышать – плати.

Но могу сказать, что есть и положительные сдвиги в организации детского отдыха, которые ведут к удешевлению бизнеса. Например, много лет нам были запрещены двухъ-ярусные кровати. Считалось, что они опасны. Но, извините, сейчас чуть ли не в каждой квартире дети спят на двухъ-ярусных кроватях, а некоторые еще и “горку” сверху поставить умудряются. С прошлого года благодаря содействию Лиги по защите прав потребителей нам разрешили устанавливать в спальных корпусах двухъ-ярусные кровати, а в палаточных городках – раскладушки. Это, безусловно, благотворно сказывается на себестоимости детского отдыха.

– Но все это копейки по сравнению со стоимостью путевок. А что может существенно удешевить детский отдых?

– Конкуренция. В настоящее время у нас лагерей очень мало, они забиты детьми на все лето вперед. Поэтому, уверен, детский загородный отдых надо развивать. Может быть, имеет смысл рассмотреть вопрос о включении этого направления в “Дорожную карту бизнеса-2020”. Пока же строительство большого хорошего лагеря для предпринимателя большая проблема, потому что нет залогового имущества, нет собственных средств.

А ведь развитие детского и любого туризма повлечет за собой и развитие сельского хозяйства в регионе. Вот, например, я своим детям один раз в день даю кумыс. Этот напиток вот уже 10 лет мне поставляет одна местная предпринимательница. За лето она мне 8 тысяч литров как минимум привозит. И ей хорошо, потому что есть гарантия сбыта, и мне хорошо, потому что я получаю качественный продукт по хорошей цене. А кроме кумыса мне на лето требуется 15 тысяч литров молока, 2,5 тонны сливочного масла, около 70 бычков. А сколько картошки, круп, хлеба, фруктов и так далее?

Знаете, откуда у меня в прошлом году были поставщики продуктов? Из Костанайской и Южно-Казахстанской областей! А почему бы акимату не создать кооперацию между базами отдыха и местными крестьянскими хозяйствами?

– А действительно, почему?

– Думаю, потому что с них никто “наверху” этого не требует. Чтобы детский туризм развивался, надо, наверное, в ежегодный рейтинг акимов пункт про “охват детей загородным отдыхом” включить. Тогда, наверное, они уже выделяли бы добросовестным предпринимателям земли для строительства, занимались вопросами поставок продовольствия и так далее. А в конечном итоге – здоровая нация. Вот вспомните: этой весной из 35 тысяч призывников негодными к строевой службе были признаны 26 тысяч. И другая статистика: детским загородным отдыхом охвачены ежегодно примерно 14 процентов школьников. По-моему, связь проглядывается вполне четкая.

АСТАНА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи