Опубликовано: 7800

Дарил директорам букеты из сорняков, разыграл Кунаева: как жил человек, построивший современный Актюбинск

Дарил директорам букеты из сорняков, разыграл Кунаева: как жил человек, построивший современный Актюбинск Фото - Динмухамед Кунаев и Василий Ливенцов на открытии актюбинского автовокзала. Фото из архивов Тукмурзы Кунбаева и Владимира Финютина

Он дарил директорам совхозов букеты сорняков, возвел новый вокзал вопреки указанию Москвы и построил современный Актюбинск

“Подарок” в день рождения

В декабре 1971 года Динмухамед Кунаев предложил Василию Ливенцову, в то время первому секретарю Чимкентского обкома партии, возглавить Актюбинскую область. Василий Андреевич принялся было отказываться: мол, самому 58 лет, 2 года до пенсии осталось. Кунаев тут же прервал его: “Еще 8–10 лет ты сможешь плодотворно работать в Актюбинске. После выписки из больницы отправляйся в Актюбинскую область, там надо укрепить руководство. Прошу тебя снять свои возражения относительно перевода”. Лететь в Актюбинск предстояло 16 января, в день рождения Ливенцова. Это было уже слишком! Найдя какой-то предлог, Василий Андреевич перенес выезд на 2 дня позже.

Букет от первого

Бывший председатель горисполкома Владимир ФИНЮТИН вспоминал, что Ливенцов был очень резким руководителем.

– Накануне одного из совещаний с руководителями сельских хозяйств Ливенцов объехал поля и нарвал сорняков. А потом, на совещании, вызывал к трибуне директоров и главных агрономов и прилюдно вручал им эти “букеты”.


Семья первого секретаря: супруга, дети, сноха и внук

Наводил мосты

Время Ливенцова, прежде всего, запомнилось тем, что при нем в Актюбинске появились новое жилье и целый ряд объектов, на долгие годы определивших лицо города. Центральный стадион, “мочаловская” больница, АВЛУГА, здание железнодорожного управления, Дворец спорта, гостиница “Космос”, главный корпус пединститута, вокзал, аэропорт, автомобильный мост, автобусный и троллейбусный парки и само троллейбусное движение.

Своей первой актюбинской стройкой Ливенцов считал новую телевизионную вышку. “…Как-то ночью, возвращаясь в Актюбинск из командировки, попал в длительную автомобильную пробку на железнодорожном переезде в центре города, – вспоминал Ливенцов о начале другой стройки. – Простояли порядочное время. Водители, заметив машину первого секретаря обкома, усердно митинговали, не стесняясь в выражениях. На другой день решил разобраться в ситуации. Оказалось, что проект строительства путепровода изготовили еще 2 года назад. Но руководство города никак не могло решить проблемы обеспечения стройки необходимыми материалами. Кроме того, с железнодорожниками не согласовали окно на период строительства. Мне стало ясно: никто по-настоящему не брался за это дело. Пришлось действовать самому. И в течение буквально 3 месяцев в Актюбинске появился капитальный путепровод через железную дорогу, а пробки в движении автотранспорта, как говорится, канули в Лету”.

Проспект перестал быть “пешеходной дорожкой”

В 1978 году был утвержден генплан Актюбинска. Делала его киевская проектная организация. Спустя месяц после того, как начались работы по продолжению Ленинского проспекта, Ливенцов собрал строителей: “Что вы наделали?! Что запроектировали?! Дорожка какая-то пешеходная – 2 машины не разъедутся”. И заставил увеличить ширину проспекта на 6 метров.


Встреча Рауля Кастро в актюбинском аэропорту

Поцелуй от Брежнева

“Летом 1973 года в Алма-Ату приехал Леонид Брежнев по случаю вручения Казахстану ордена Дружбы народов. В аэропорту его встречали члены бюро ЦК КП Казахстана, руководители правительства и первые секретари обкомов партии, – вспоминает Василий Андреевич. – Подойдя ко мне, Леонид Ильич прикоснулся рукой к моей голове. “Да ты ведь начал седеть, а когда работал в ЦК заведующим отделом, то выглядел молодцом, без седины”, – проговорил он. Потом спросил, как мои дела, сказал, что доволен моей работой, обнял меня и расцеловал. Этот момент запечатлен на фотоснимке, который я бережно храню”.

Личное дело

  • Василий Андреевич ЛИВЕНЦОВ
  • Родился 16 января 1914 года в селе Белые Воды Сырдарьинской области.
  • 1935 год – окончил Алма-Атинский сельскохозяйственный институт.
  • 1938–1943 гг. – работал агрономом.
  • С 1943 года – на партийной работе. Занимал должности второго секретаря Талды-Курганского, Западно-Казахстанского и Алма-Атинского обкомов, первого секретаря Чимкентского обкома партии.
  • 1972–1985 гг. – первый секретарь Актюбинского обкома Компартии Казахстана.
  • Награды и звания: Герой Социалистического Труда, 3 ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Отечественной войны II степени, 5 орденов Трудового Красного Знамени.

Зимняя вишня

С первых дней работы в Актюбинске Ливенцов стал посещать местные магазины, которые оказались гораздо беднее чимкентских. А овощных магазинов не было вообще. В одном из магазинов Ливенцов поинтересовался у продавщицы: “Когда привезут овощи?”. Та, не узнав первого секретаря обкома, ответила: “Видимо, вы человек приезжий и не знаете, что овощи к нам зимой не привозят”.

“Раздосадованный увиденным, поручил руководству города подготовить расчеты потребности в картофеле, овощах, фруктах и бахчевых. Поинтересовался также возможностью производства их в пригородной зоне, – вспоминает Ливенцов. – Несколько человек отправил в Чимкент за опытом и проектно-сметной документацией. Через некоторое время горисполком, облторг и облпотребсоюз занялись строительством в Актюбинске складов для хранения картофеля, овощей и фруктов. Они с успехом справились с поставленной задачей, и с 1974 года в областном центре стали и летом, и зимой продавать собственные овощи и фрукты”.

Открытие бюста космонавту Виктору Пацаеву. 1976 год

Открытие бюста космонавту Виктору Пацаеву. 1976 год

Строить нельзя запретить

Во второй половине 1973 года в Актюбинске началось строительство нового железнодорожного вокзала. Ливенцову с большим трудом удалось добиться в Москве разрешения на его возведение и финансирование. И вот, когда старое здание снесли и уже построили цокольный этаж нового, из Министерства путей сообщения СССР неожиданно поступает указание: “Старый вокзал не сносить, строительство нового – отменить!”. О причинах не сообщалось, но, скорее всего, власти экономили средства для строительства Байкало-Амурской магистрали. Но Ливенцов, прихватив с собой фотографии начавшейся стройки, помчался в Москву и убедил железнодорожное начальство продолжить строительство вокзала.

В августе 1975-го вокзал сдали в эксплуатацию, одновременно обустроив прилегающую к нему площадь. А рядом уже возводились кирпичные девятиэтажные дома.

Три десятилетия “рогатых”

Благодаря Ливенцову в городе появились троллейбусы. А дело было так.

“В конце 60-х и особенно в 70-х годах в Актюбинске резко обострилась проблема транспортного обслуживания населения, – вспоминал первый секретарь. – Опоздания людей на работу приняли массовый и хронический характер: автобусный парк не справлялся с пассажиропотоком. В утренние часы сотни людей скапливались на остановках, митинговали, поминали недобрым словом отцов города и области. Уехать невозможно, а дойти пешком – тем более: ведь к этому времени город растянулся в длину на 15–16 километров! Подумалось: “А почему бы, как в Чимкенте, не устроить здесь троллейбусное движение?”. На одном из совещаний поставил перед городскими властями и руководителями актюбинских предприятий задачу: потрясти свои бюджеты и не жадничать. Во время посещения области Кунаевым в 1974 году я рассказал ему о серьезных трудностях в работе внутригородского транспорта и попросил поручить Министерству коммунального хозяйства включить в план на 1975 год строительство троллейбусных линий. Электротранспорт поехал в Актюбинске на год раньше, чем в Целинограде и Кустанае, хотя прокладывать линии там начали одновременно с нами. Открытие троллейбусного движения мы приурочили к приезду Кунаева: в августе 1982 года Димаш Ахмедович лично разрезал ленточку, пустив первый троллейбус”. Как казахстанский писатель на один день стал главой СССР и распустил его

В 2013 году власти города под предлогом замены проводов приостановили движение троллейбусов, а затем и вовсе заявили, что “рогатые” больше ездить не будут.

“Подставил” Кунаева

Интересную историю, связанную со строительством “мочаловской” больницы, вспоминает Василий Андреевич: “Возвращаясь из района, я специально подсказал своему шоферу Борису Запорожскому, чтобы он на обратном пути проехал по улице, где располагалась городская больница. Возле нее мы и остановились. Размещалась она в нескольких отдельно стоящих деревянных домиках старинной постройки. Выглядела удручающе. Я Кунаеву и Ашимову говорю: “Ведь это же не лечебное заведение, а ад кромешный. Город быстро растет, а нормально лечиться негде. Мы многократно просили выделить средства на строительство современной больницы, без которой очень сложно жить. Однако нам их не дают”. Димаш Ахмедович, обращаясь к Ашимову, заметил: “Действительно, надо что-то решать”. Днем позже, на собрании областного партийно-хозяйственного актива, я принародно заявил: “Мы должны сказать большое спасибо Димашу Ахмедовичу и Байкену Ашимовичу за то, что они решили выделить средства на строительство новой городской больницы”. Эти слова зал встретил аплодисментами. А сидевший рядом со мной Кунаев проворчал: “Ну и купил же ты нас с Байкеном!”.

“Чайка” от Первого секретаря

Тукмурза КУНБАЕВ, почти четыре десятилетия проработавший в Актюбинском обкоме Компартии, вспоминает, что в 1981-м область намолотила в закрома родины рекордные 1 миллион 600 тысяч тонн зерна. Тогда Динмухамед Кунаев распорядился наградить лучших механизаторов автомобилями, а первого секретаря обкома Ливенцова руководитель республики одарил для встреч высокопоставленных гостей “Чайкой”, на которой до этого ездил сам.

Унты для Брежнева

Приближалось 75-летие Брежнева. Партийные организации ломали голову над тем, что подарить дорогому Леониду Ильичу. Актюбинский обком не был исключением и к юбилею вождя стал готовиться заранее. Скульптору Щербакову (автор памятника Ленину перед зданием обкома) заказали бюст Брежнева. Это, так сказать, был официальный подарок. Второй подарок изготовили, что называется, от души – сшили унты из волчьей шкуры. Доставить подарки адресату было поручено Тукмурзе Кунбаеву.

С вещами Кунбаев прибыл в известное здание на Старой площади к своему московскому начальнику – управляющему делами ЦК Павлову. Бюст и несколько приветственных адресов забрали и отнесли в соседнее помещение, где такого добра уже скопилось немало.

С унтами – отдельная история. Павлов вызвал личного водителя Брежнева, который отнес теплый подарок своему патрону, а потом сообщил, что обувка главе государства понравилась. Услышав это, управделами Павлов заметно подобрел и поинтересовался у Кунбаева, не надо ли чего.

– Да вот, знаете, – начал Тукмурза Кунбаевич, – персональная машина у первого секретаря совсем поизносилась. Нельзя ли новую?

– Конечно, можно! – воскликнул управделами и отдал распоряжение аппарату готовить необходимые документы.

– И мебель добротную бы ему в кабинет, – вконец осмелел Кунбаев.

Так Василий Ливенцов обзавелся новой “Чайкой” и превосходной рабочей мебелью.

Василия Ливенцова похоронили на Троекуровском кладбище Москвы рядом с его Марийкой
Василия Ливенцова похоронили на Троекуровском кладбище Москвы рядом с его Марийкой

Улица имени него

Свое 85-летие Василий Ливенцов встретил в Актюбинске, куда его пригласили местные власти.

В день рождения, 16 января 1999 года, Василия Андреевича привезли к дому по улице Перова, где он жил. Здесь его ждала не только неожиданная и трогательная встреча с соседями по дому и людьми, с которыми он раньше работал. Ливенцов даже и не заметил, что висевшая на углу дома табличка с названием улицы закрыта белой тканью.

“Василий Андреевич, посмотрите-ка сюда!” – призвал аким области Аслан МУСИН, и его помощники сдернули покрывало.

“Улица имени В. А. Ливенцова”, – еле слышно прочел именинник, и по его лицу покатилась слеза…

Актобе

В статье использованы материалы воспоминаний В. А. Ливенцова “Мое время”

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Аскер 24.02.2022

Низкий поклон и долгая добрая память о тебе Великий Человек!