Опубликовано: 1400

Цунами сельского масштаба

Цунами сельского масштаба

В Восточном Казахстане на бывший районный центр Самарское вылилось… местное водохранилище.

Самарское – горное село. Весна здесь только начинается, талые воды еще набирают силу. Склоны и ущелья вдоль трассы до сих пор под двухметровыми сугробами. Драма, которую пережило село, стала результатом природной стихии и человеческого верхоглядства. 29 апреля местное Лайлинское водохранилище, которым самарчане пользовались для полива огородов, стало наполняться водой. Да еще как! Каждые 20 минут уровень воды в “чашке” поднимался на 60 сантиметров. За час – почти на полтора метра! В считанные часы объем водохранилища достиг критического уровня – и вода перехлестнула через насыпь.

– Плотина не выдержала, – рассказывает житель Самарского Акылбек БУЛАМБАЕВ. – В водопропускном сооружении была трещина, и под страшным напором его просто разбило. Промоину попытались закидать мешками с песком. Но их смывало, как соринки. Поток шел такой, что сносило и ломало бетонные блоки.

Ударная доза

На Самарское обрушилась волна высотой около метра. До села она дошла за секунды. Вода смыла заборы, вывернула деревья, снесла хозпостройки. Хорошо, что всех жителей заранее эвакуировали в школу, училище, часть людей выехала на своих машинах в безопасное место, отогнали скот.

– С огорода унесло все, но в дом вода не зашла, – говорит пенсионерка Валентина ТЮТЬКОВА. – Я всю жизнь здесь живу и такого не помню. В 1969 году тоже плотину сносило, но тогда поток был меньше.

Засучив рукава

Поток шел несколько часов. К утру озеро опорожнилось, и река спала. По подсчетам чеэсников, через правобережные улицы Самарского прошло около 900 тысяч кубов воды. А всего 28–29 апреля на окрестных полях скопилось свыше миллиарда кубов талой воды. На тысячах гектаров!

Уже на следующий день, 30 апреля, люди вернулись в свои дома. Комиссия начала подсчет ущерба. По словам акима Кокпектинского района Дуйсенгазы МУСИНА, осмотрено каждое строение, каждый пострадавший двор. Из областного центра и соседних сел сразу начала прибывать помощь.

– Главная задача – побыстрее восстановить плотину, – говорит аким района. – Лайлинское водохранилище нужно селу, без него засохнут огороды. Плотина давно была в аварийном состоянии. Причем этот водоем соединен с еще одним – Ешкибайским, который крупнее почти в 13 раз. И капитальная реконструкция необходима всему комплексу.

Сделают ли выводы?

Паводок этого года стал для Восточного Казахстана лакмусовой бумажкой. Проявились все “узкие” места многочисленных водоемов, плотин, шлюзов, каналов. В тарбагатайском ауле Кокжира катализатором наводнения стали растащенные на металлом укрепления дамбы. В уланских Украинке и Новоодесском – перекрытые природные каналы, заваленные арыки. В Самарском, по словам местных жителей, сказалась беспечность хозяев водохранилища – заранее не спустили воду, не укрепили шлюз…

Пока длился цикл засушливых, маловодных лет, об опасности гидротехнических сооружений в области никто серьезно не задумывался. И это страшно. Хватило одной многоснежной суровой зимы, чтобы ЧС посыпались одна за другой. К счастью, пока обходится без человеческих жертв. Но материальный ущерб колоссальный. И выводы чиновникам сделать придется.

Фото Виктора Вологодского

Галина Вологодская, Усть-Каменогорск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи