Опубликовано: 3500

"Чума на оба ваши дома"

Страшное проклятие – “чума на оба ваши дома” – наслал Шекспир на своих героев, погубивших Ромео и Джульетту! А чего стоит польское ругательство “холера ясна”! Но как весело мы смеялись в детстве, повторяя за героем одного из фильмов его “три холеры, две чумы”! Только кто, кроме врачей, хорошо знал, что представляют эти холера и чума?

ВИНОВАТ ОСТРОВ?

Если верить нынешним “рассказчикам”, то всю эту чуму 50 лет в Кызылординской области разводили на острове Возрождения плохие парни – биологи и военные. Потом с бомбардировщиков бросали сибирскую язву на бедных сайгаков, а потом… Я не знаю, что потом. Вот как палками забивали несчастных животных, в суровые зимы от бескормицы подходивших близко к жилью, – это я точно знаю. Еще знаю историю, как один “специалист” организовал удобрение рисовых чеков, сбрасывая мешки с химикатами с “кукурузников”. Не он ли опылял сайгаков сибирской язвой?

Я просмотрел десятки нынешних статей о холере и чуме. Из них абсолютно ясно, что вся эта нечисть появилась в Приаралье исключительно с острова Возрождения. Если верить этим “знатокам”, то до 1954 года (или 1948-го?), до создания там каких-то неведомых лабораторий, ни чумы, ни холеры, ни сибирской язвы в Приаралье не было. А как же быть с историками? Они что, выдумывали все эти моровые язвы? А кто знает, где в Кызылорде – первой столице Казахстана – покоятся предки ее основателей – кокандцев, построивших глиняную крепость Акмешит, русских казаков, изгнавших их оттуда, казахов, прикочевавших к городу? Нет ли там останков чумных покойников? Да и любители высыпать мусор за кладбищенскую ограду не думают, что, возможно, подкармливают крыс с чумными блохами. А скотомогильники разве только на острове Возрождения?

“СТРАСТИ-МОРДАСТИ”

Недавно один из каналов телепутешествий показал, как два англичанина совершили мотопробег по Казахстану. Они рассказали, как тепло их принимали, угощали бешбармаком, баурсаками и кумысом. Но странников с чего-то занесло на берега остатков еле живого Арала. А там они решили перебраться на остров Возрождения. Зачем – непонятно. На полном серьезе англичане, запакованные в противочумные костюмы и противогазы, рассказывали в микрофон, какие страсти-мордасти их поджидают, а на веслах сидели молодые аральцы без рубашек и в калошах на босу ногу. Видимо, их никакая холера уже не берет!

Не стану повторять все “совершенно точные данные” о том, “сколько шахт с язвой на бывшем острове”. Одни уверяют, там захоронено 25 контейнеров, другие – 250. Но почему все вдруг забыли, что и чума, и холера, и лепра, и сибирская язва – вся эта черная смерть не вчера придумана в лабораториях, а с незапамятных времен не раз посещала кызылординские края?

ПОД ГРИФОМ “СЕКРЕТНО”

До сих пор в Кызылорде живут люди, знающие о чуме если не все, то очень многое. Грифы “строго секретно” или “только для служебного пользования” сопровождали каждый подписанный ими документ. Но на человеческую память никакой гриф не поставишь. С одним из таких “засекреченных врачей” Дмитрием Максимовичем Шеком удалось познакомиться в середине 1990-х. Он более 40 лет посвятил борьбе с опасными инфекциями – был врачом-чумологом и начальником противочумной станции в Кызылорде, 14 лет возглавлял работу облСЭС.

“Когда сразу после окончания института в 1958 году я начал работать эпидемиологом, – рассказывал Шек, – сведения об инфекционных заболеваниях людей не сообщались и не проникали даже в научную печать. Чумологи не имели права рассказывать о своей работе даже родственникам. В 1960–1970-е годы за нарушение подписки о неразглашении запросто увольняли по статье.

Вот рассказ Дмитрия Шека о вспышке чумы осенью 1966 года. Фельдшер Картабаев сообщил, что привез с участка “Долан” двух больных – мать и пятилетнего сына, заболевших бубонной чумой. Врачи скептически отнеслись к диагнозу фельдшера, но первые же анализы подтвердили его правоту. Выяснилось, в “Долане” прирезали заболевшего верблюда. Тушу разделили на 12 частей и раздали соседям. А через три дня внезапно умерли женщина, за ней старик, а на другой день еще один мужчина.

Дмитрий Шек был назначен руководителем эпидбригады, прямо ночью отправившейся в “Долан”. Чуть раньше прибыли работники Араломорской противочумной станции. Прямо на отгонном участке разбили палаточный госпиталь, изолировали контактных. Обычно на любую вспышку чумы прибывали специалисты из центральных противоэпидемиологических НИИ. В этот раз профессор Среднеазиатского НИИ Штугер установил у одной женщины легочную форму чумы, особо опасную из-за быстрого ее распространения. Члены эпидбригады тем временем работали, как опытные сыщики: они быстро нашли и уничтожили еще не съеденную верблюжатину. В целом 157 медработникам пришлось взять под контроль весь колхоз с его отделениями – это более 25 тысяч человек! Одновременно работали отряды зоологов, ветеринаров. Проводились дезмеропрятия, иммунизация. Всех верблюдов обрабатывали дустом от блох – главных переносчиков заразы.

Я рассказываю только об одном эпизоде борьбы со вспышкой чумы в Приаралье. А что-то подобное происходило каждое лето. Не холера, так чума. Или гепатит…

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОЧАГИ – 39 ПРОЦЕНТОВ ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА

“Природные очаги чумы занимают 39 процентов территории Казахстана, – сообщил недавно директор департамента Госсанэпидназора Кызылординской области Ерсултан Куандыков. – Они расположены в Атырауской, Западно-Казахстанской, Мангистауской, Кызылординской, Жамбылской, Алматинской, Актюбинской и Карагандинской областях”. В Приаралье находится среднеазиатский пустынный очаг чумы. В прошлом году областные эпидемиологи выявили острые эпизоотии чумы на площади 4700 кв. км.

Чума – природно-очаговое заболевание, характерное для сухих степей и полупустынь. Ею болеют грызуны: сурки, суслики, песчанки. Переносят чуму блохи. На месте укуса зараженной блохой у людей появляется бубон, увеличенный лимфатический узел. Такая форма чумы называется бубонной. Есть еще смертельная легочная чума, та самая, которая выкашивала в средние века целые города. Она приходила вместе с полчищами блохастых крыс.

Кишащие грызунами Приаральские степи действительно нуждаются в противочумном мониторинге. И здесь соседняя Россия могла бы предоставить Казахстану грамотных специалистов. Что же касается острова Возрождения, то вокруг него много легенд. Так, на снимках остатков городка на острове мы видим несколько бараков. А пишут, что там помещались десятки тысяч солдат и ученых. Где?

Но что бы там ни творили 20 лет назад на острове Возрождения, и без него в Приаралье существует почва для возникновения эпидемических осложнений. То здесь то там чума напоминает о себе.

Елибай ДЖИКИБАЕВ, Кызылорда

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи