Опубликовано: 1400

Что за новый ход этот туркод?

Что за новый ход этот туркод? Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

С 1 ноября 2017 года казахстанец при покупке пакета услуг туркомпании обязан получить туркод – за 1 134,5 тенге. Деньги собирает созданный фонд “Туристік Қамқор”. Его миссия вполне благородная – возвращать людей на родину, случись форс-мажор. На что же может рассчитывать турист? Не получится ли так, что фонд исчезнет, а денежки улетят в неизвестном направлении?

Свои вопросы по поводу работы фонда “Туристік Қамқор” мы отправили в министерство по инвестициям и развитию. Получили ответы.

Итак, документ о создании фонда на самом деле не филькина грамота, как многие думают. А постановление правительства от 21 октября 2016 года № 608, согласно которому, фонд определен администратором Системы гарантирования прав граждан РК в сфере выездного туризма. Причины внедрения системы объяснили неисполнением своих обязательств туркомпаниями за последние четыре года. После ряда банкротств, скандалов и мошеннических действий пострадали более 12 тысяч казахстанцев. Тут мы полностью согласны – нужны какие-то гарантии на случай бегства руководства компаний, как это случилось с турфирмами “Гульнар Тур” (ущерб более 30 миллионов тенге), “Тревел систем”, “4 сезона” и другими.

Выдача “гарантийного ключа” – обязательство турфирм

В соответствии с Законом “О туристской деятельности в Республике Казахстан” за туроператорами и туроператорами-фрахтователями (арендаторы воздушного судна) закрепляется обязательство перечисления сбора в размере 0,5 МРП за каждый реализованный турпродукт. Туркод (набор цифр и символов), как нам пояснили, не покупается, его выдача – обязательство туркомпании. Причем независимо от того, выкупается билет на чартерный или регулярный рейс. Кстати, никто не имеет права в аэропорту требовать с вас туркод. Для туриста это гарантийный ключ, что он вернется на родину не через неделю-другую, а в ближайшие дни, по обратному билету, если туроператор или фрахтователь не исполнит свои обязательства. Плюс за счет средств фонда его должны поселить в гостиницу, поить-кормить.

На сайте фонда указано, что экстренная помощь оказывается администратором системы туристу безвозмездно на основании обращения, которое может быть направлено в объединение туроператоров любым способом, позволяющим установить его автора. В нем должны быть фамилия, имя и отчество автора обращения, членов его семьи, адрес места нахождения, номер договора о реализации туристского продукта и наименование туроператора (турагента), контактная информация, обстоятельства (факты), свидетельствующие о неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта. Решение об оказании туристу экстренной помощи или об отказе в ней (этот момент очень удивил – у туриста же есть туркод!) принимается администратором системы в течение 24 часов.

Да, казахстанцам, самостоятельно приобретающим билеты и бронирующим отели, квартиры через Интернет, туркод не нужен! Но в этом случае при наступлении форс-мажорных обстоятельств они должны сами придумать, как им вернуться обратно на родину.

Так сколько же в котле варится денег?

Скажем прямо: нововведение не вызвало особого ликования у туристов. Вроде бы сумма за получение туркода, считай, дополнительной страховки, небольшая – 1 134,5 тенге с человека. Но если выезжает семья – это почти 5 тысяч, да плюс на каждого ее члена еще нужно купить медицинскую страховку. И потом, говорят люди, как можно доверять какому-то частному фонду? Учредители фонда, как указано на его сайте, – Ассоциация туроператоров Республики Казахстан. Увы, последние события с пенсионными деньгами – яркий пример, как из общего котла исчезают миллиарды. А здесь мы даже не знаем, какими суммами будет оперировать данный фонд. Можно лишь предполагать. Каждую неделю только из Алматы вылетает несколько чартерных рейсов с 200–250 пассажирами на борту. Самолеты почти полные. Все пассажиры покупают туркод. Получается, 200–250 тысяч тенге с борта идет в фонд.

В свою очередь чиновники уверяют: “Туристік Қамқор” не имеет права заниматься предпринимательской, коммерческой деятельностью, его работа прозрачна, так как все члены фонда будут его проверять. На сайте указано, что средства специального счета будут контролироваться уполномоченным органом, Советом администратора системы и ревизионной комиссией – их полномочия расписаны.

Воспользовался ли уже кто-нибудь услугой фонда? Министерство сообщает: администратором системы обеспечен возврат туристов в Казахстан из Шарджи (ОАЭ) в канун 2017 года. Казахстанцев доставил домой борт авиакомпании “SCAT”. “Air Arabia” отказалась выполнять регулярный рейс, ссылаясь на транспортный коллапс, метеоусловия.

Однако турагенты, с которыми мы говорили на эту тему, не разделяют планов чиновников, что фонд – наше спасение. По слухам, застрявших в ОАЭ туристов не хотели вывозить, так как это был регулярный рейс.

Некоторые считают данный фонд, скорее, очередной прихотью заинтересованных лиц. По их мнению, закон продавили под конкретных игроков туристского рынка, чтобы вытеснить конкурентов. Но открыто никто об этом не захотел говорить. Кстати, система предполагает наличие обязательной банковской гарантии: для туроператора – более 10 миллионов тенге, для туроператора-фрахтователя – более 30 миллионов тенге.

Мы в чужие игры не играем, и для нас самое главное – безопасность туристов, которые за свои деньги должны получать качественные услуги! Что будет дальше с деньгами казахстанцев, видимо, покажет время. Вот подумали: а почему бы собранные деньги не хранить на счету комитета по ЧС МВД РК? Ведь самолеты бывшего МЧС много раз вывозили застрявших туристов из Египта, Турции. Эта структура своих не бросает…

Кстати, пока мы готовили этот материал, стало известно: департамент индустрии туризма из-под крыла министерства по инвестициям и развитию скоро перейдет в ведение министерства культуры и спорта.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи