Опубликовано: 2200

Что общего между ведром водки и шестью казахстанскими девальвациями

Что общего между ведром водки и шестью казахстанскими девальвациями

У вас дома есть ведро? Сколько в него входит воды? Обычно считают, что 10 литров. В реальности – 12 литров. А когда-то такой тарой мерили водку.

Ведро было древнейшей единицей меры. В разных регионах Руси оно было разным по объему. И служило мерой объема жидкостей. Он нее отсчет шел в обе стороны – в большую и меньшую. Объем больших сосудов – бочки например – выражался числом помещаемых ведер. Более мелкие емкости в быту и мелкой торговле тоже составляли части меры. Таким образом, ведро как мера жидкостей и сыпучих тел занимало такое же положение, как позднее рубль в денежной системе.

К концу XIX века система мер имела такой вид: 1 ведро равнялось 10 штофам (кружкам), 16 винным бутылкам, 20 пивным бутылкам, 100 чаркам или 200 шкаликам. Перечень явно имел алкогольную наклонность. Это связано с тем, что вся система объемов была разработана министерством финансов, которое в России всегда курировало производство водки – главного финансового чуда и основного источника налоговых выплат в бюджет империи.

Система возникла после появления в России спирта и освоения его производства в промышленных масштабах. Виноградный спирт, aqua vitae, в Москву впервые привезли генуэзцы в 1386 году. За шесть лет до этого войска Дмитрия Донского нанесли поражение темнику Золотой Орды Мамаю. После победы московские князья перестали платить дань Сараю, столице Золотой Орды, и отказались ездить за ярлыком на княжение.

Через пару десятков лет Московское княжество начало быстро расти: захватило Муром и Суздаль, Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь, Псков. Нашло силы воевать с неслабым Великим княжеством Литовским. Откуда взялись такие силы у молодого государства? По версии историка Вильяма Похлёбкина, волшебный источник прост и гениален: московские князья первыми наладили контроль и правильное налогообложение ликеро-водочного производства. Продукт получался качественным – это обеспечивало рынок сбыта. Казна получала стабильный источник поступлений. Винокурни процветали. Нашелся сбыт для некачественного зерна. И если раньше из этих земель вывозили нужное, но недорогое зерно, то теперь супердорогой продукт – “творёное вино”. Для Руси той эпохи это был самый настоящий инновационный прорыв. Задел для умной экономики. Вот для его экспорта и использовалась мера измерения – ведро.

В разных регионах оно было разным. Самым маленьким было киевское ведро – 8,5 литра. Но тогда Киев был польским городом. Самым большим – тверское: 14 литров. Самым маленьким из русских было ведро Москвы – 12,3 литра.

Такая мера была выбрана неслучайно: единица оставалась вроде бы старая, большая – ведро! И брали за него ту же цену, но водки наливали гораздо меньше, чем в тверское. Разница в 1,5 литра – это, согласитесь, недолив. С тех пор местечковые меры быстро исчезли. Все княжества вводят у себя ведро московское. Его еще называли “ведро Сытного двора”, где мерили водку.

Водка быстро снивелировала все другие областные меры, которые еще долго бы держались, если бы дело касалось лишь воды, зерна, гороха, молока, ягод, яблок. Обычная русская торговая практика выработала привычку отмеривать сыпучие и жидкие объемы “с походом”, не обращая внимания на лишние фунт-два. Это, кстати, сохранилось и в нашей современной торговле на рынках, когда продавец от щедрот своих досыпает жменю товара в пакетик, лишь бы покупатель ушел довольным.

Уменьшив ведро, правители Москвы смогли построить великое государство, которое когда-то занимало 1/6 часть суши. В переводе на язык денег получается, что они провели девальвацию и изменили условия торговли. А затем смогли правильно использовать измененные условия в свою пользу. По своей природе это ни плохое, ни хорошее действие для населения. Но при грамотном исполнении вылилось в большую историю…

За свою недолгую историю Казахстан провел 6 девальваций. И каждый раз мы наступаем на одни и те же грабли: условия торговли изменены, но условия работы промышленности остались прежними. Получаемые налоги расходятся на обычные траты государства. Структура экономики не изменилась. Приоритетные отрасли, выделенные аналитиками, никак не поддерживаются. Более того, расходы на науку сокращаются. Что делать дальше – непонятно. Нефть когда-то кончится. Нужно научиться зарабатывать на чем-то другом. Не дай бог придется вернуться к прежнему опыту, и страна начнет зарабатывать на алкоголизме своих граждан.

Алматы, adil.urmanov@yandex.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи