Опубликовано: 10800

Чему Казахстан должен научиться у швейцарских козопасов

Чему Казахстан должен научиться у швейцарских козопасов

В 1291 году жители трех лесных кантонов – Ури, Швица и Унтервальдена – подписали секретный договор об объединении.

Так, по легенде, родилась Швейцарская конфедерация. Им удалось договориться о едином судебном органе и – это главное – о коллективном отражении агрессии. Этими землями управляли императоры Священной Римской империи. Поэтому создание конфедерации было мятежом.

Сначала войны были по сути партизанскими. Первая большая битва с австрийскими войсками состоялась 15 января 1315 года в ущелье Моргартен. Укрывшись наверху, горцы обрушили на рыцарей лавину камней. После победы в конфедерацию вошли новые кантоны. К 1353 году в ней было уже восемь членов. Потом было еще два сражения, которые австрийцы снова проиграли. В 1394 году Вена подписала 20-летнее перемирие с конфедерацией.

Швейцария получила передышку. Но все понимали, что мир – это ненадолго. Страна зажата между двумя империями – Великой Римской империей германской нации и Францией. Первая вот только захватила южного соседа – Миланское герцогство. Вторая переваривала соседа западного – герцогство Бургундия. На севере, в германских землях, прошли эпидемии чумы. Они изменили соотношение сил внутри империи, что потом привело к Реформации. В общем, молодое государство было нестабильным, экономически неразвитым, а перспективы очень туманны. Все ждали очередную агрессию.

Но держать постоянную армию швейцарцы тоже не могли. Экономически. По канонам того времени для вооружения и содержания одного профессионального солдата должны были работать 50 человек. Грубо говоря, солдатами могло стать не более 2 процентов населения. В пиковые ситуации – 5 процентов. Это в богатых странах. Швейцарцы были пастухами, жили в горах и весьма бедно. Нужно было другое решение.

Требования к новой армии были такими: легкость в обучении, чтобы воевать могли все, дешевое вооружение, способность быстро перемещаться, выдерживать удар кавалерии. Но главное – армия должна была нанести противнику такой урон, чтобы война завершалась одним решающим сражением, после которого войска можно было распускать. То есть использовался милиционный принцип комплектования, при котором в армию можно набирать до половины мужского населения.

Решение было найдено. В истории. Кто предложил восстановить македонскую фалангу – неизвестно. Но он явно был образован и знаком с античной литературой. Так была создана баталия – плотное боевое построение из пикинёров и алебардщиков в форме каре, в шесть шеренг 100 на 100. Такой квадрат создает впечатление “леса пик”.

Главное вооружение – 6-метровая пика и алебарда – было очень дешевое. Защитные доспехи не нужны. Как обучать строю новичков – нашли у Александра Македонского. Как платить солдатам – там же.

Главным фактором была сплоченность отряда. Копейщики объединялись в роты по двести человек. В них набирали жителей одного региона. Поэтому каждая рота была частью с хорошо развитыми внутренними связями, неотделимыми от общины.

Швейцарцы отличались нетипично жестокой дисциплиной. Если вдруг воин замечал попытку бегства стоявшего рядом соратника, он был обязан убить труса. Не давая даже малого шанса на возникновение паники. Важность сохранения целостности каре на поле боя заставляла швейцар­цев не щадить и врагов. Наказание для солдата, взявшего в плен противника с целью выкупа, было одно – смерть.

Все это подчинялось главной цели – не расходовать зря государственные деньги. Военные кампании Швейцарии были недолгими. Чаще всего три-четыре недели. Иногда 2–3 месяца. Пара решительных сражений, тотальное уничтожение врага. Потом армию распускали по домам.

Молодую страну оставили в покое. Ее население начало быстро расти. Появилось большое количество молодых людей, обученных военному делу. Для сохранения покоя советы кантонов решили сдавать в аренду баталии из “лишних” граждан. Так появились швейцарские наемники, которые наводили шорох по всей Европе до конца XIX века.

Чем Швейцария не пример для Казахстана? Наша страна тоже молода и неопытна. Экономика не развита. Мы тоже зажаты меж двумя мировыми державами – Россией и Китаем. У каждой из этих великих стран свои проблемы и перспективы. Часть из них они уже сейчас решают, привлекая так или иначе Казахстан. И в подбрюшье находится множество государств, нестабильных ни экономически, ни политически. Население тоже небольшое по численности, многонациональное, многоконфессиональное. Но зато поголовно грамотное. Единственный минус – слабая мотивация.

Наша страна ищет свой путь развития, но пока правительство исходит только из сильных сторон – наличия нефти и распаханной целины. Всего остального как бы нет. При разработке планов развития другие факторы не принимаются. В какой форме это можно сделать? В любой. В форме национальной идеи, плана развития, стратегии государства. Главное, чтобы этой идее подчинялось все общество, от низов до элиты, с адекватной системой мотивации.

А вот как мотивацию строить нельзя – об этом на следующей неделе.

adil.urmanov@yandex.ru

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи