Опубликовано: 2400

Чемпионке мира негде тренироваться

Чемпионке мира негде тренироваться

Зимний чемпионат мира по легкой атлетике в Дохе прошел для Ольги Рыпаковой, как счастливый сон. В столице Катара она завоевала золото в тройном прыжке: на мировых первенствах мы не побеждали 11 лет. Но дома Ольга вновь окунулась в наши реалии. Звучит нелепо, но чемпионке мира в Казахстане негде тренироваться!

Хорошо, Рыпакову – за рубеж. А остальных?

– На данный момент дело обстоит именно так, – соглашается вице-президент Федерации легкой атлетики Казахстана Алексей Кондрат. – И это не потому, что кто-то ей не дает тренироваться. Просто нынешняя ситуация в Казахстане такова, что родная страна не может обеспечить своей чемпионке мира приемлемых условий для тренировок. Но речь здесь не только об Ольге – о всей нашей легкой атлетике в целом. В конце марта у нас должны были пройти республиканские соревнования по метательным дисциплинам. Так вот, их можно было провести только в Караганде, где сейчас холодно. В итоге мы порекомендовали нашим метателям ехать в соседний Кыргызстан и участвовать в их открытом чемпионате! У нас столько южных городов – Тараз, Талдыкорган, Шымкент, Кызылорда, а секторов для метаний нет. Вот до чего мы дожили! Сейчас нас все поздравляют с победой на чемпионате мира, а я задаю встречный вопрос: “Где нашей чемпионке мира готовиться к летним Азиатским играм 2010 года?”. “А давайте мы ее на зарубежные сборы отправим!” – отвечают. Хорошо, ее отправим, а остальных? А кто придет ей на смену? Об этом вообще молчим.

Тренировались у… стадиона, на асфальте

Последние годы казахстанскую легкую атлетику выручал Центральный стадион в Алматы. Имея эту арену, можно было хоть как-то сводить концы с концами: там проводились все республиканские соревнования. Однако ни одно спортсооружение не может эксплуатироваться бесконечно долго. В последние годы федерация даже разрешала ведущим атлетам страны пропускать внутренние соревнования, дабы избежать травм на дорожках Центрального. И вот прошлым летом главная арена страны наконец-то была закрыта на капитальный ремонт. Замена газона, покрытия беговых дорожек – в голове рисовался будущий рай для футболистов и легкоатлетов. Первоначально планировалось завершить реконструкцию к октябрьскому матчу 2009 года футбольных сборных Казахстана и Хорватии. На дворе уже апрель следующего года, а воз и ныне там. Вместо футбольного поля – огромная яма, за дорожки еще не брались вообще.

– Беговые дорожки на стадионах укладывают уже после того, как завершены все работы с футбольным газоном, – говорит Алексей Кондрат. – Вы же понимаете, что нельзя положить дорожку, а потом через нее гонять грузовики на футбольное поле. На сегодняшний день, по нашим данным, еще даже не начинали укладывать основание под беговые дорожки. То, что мы видим ежедневно (офис Федерации легкой атлетики располагается… на Центральном стадионе. – Прим. автора), не внушает оптимизма. Все идет к тому, что мы потеряем второй сезон. В прошлом году мы в июне ушли с арены, и все наши спортсмены, включая Рыпакову, тренировались на асфальте вокруг стадиона или ходили в манежи, где летом занимались под крышей на устаревшем оборудовании. Если и в этом году будет та же ситуация, то я, честно говоря, не могу ничего гарантировать по поводу нашего выступления на Азиатских играх.

15 лет… переписки

В прошлом году до начала реконструкции Центрального стадиона федерация успела провести на нем и мемориал Косанова, и чемпионат Казахстана, и другие соревнования. В этом году их проводить НЕГДЕ. На сегодняшний день в огромной стране нет НИ ОДНОГО стадиона, который способен организовать хоть какие-то республиканские соревнования. Все весенние старты перенесены из Алматы в Шымкент, но состояние южноказахстанской арены далеко даже от минимальных стандартов. Как же так получилось, что с закрытием Центрального стадиона в Казахстане не осталось арен вовсе?

– Вопрос не ко мне, – отвечает вице-президент федерации. – Я сам готов его задать кому угодно. Это вопрос не к федерации и даже не к Министерству туризма и спорта: эти организации не строят стадионы. Решение о возведении арен должно приниматься на государственном уровне. У нас в федерации есть стенд с письмами, которые мы отправляли председателям Комитета по спорту или министрам – Турлыханову, Досмуханбетову и их предшественникам. Писали об одном и том же – об отсутствии стадионов. Ставили вопрос только по двум городам – Алматы и Шымкенту, на большее не замахивались. Говорили, что нам нужны осенне-весенняя база в Шымкенте и база для проведения соревнований в Алматы. Пошел 15-й год нашей переписки… Кому и куда мне еще надо написать, чтобы ситуация изменилась? Ведь то, что у нас есть в регионах, нельзя назвать стадионами. В лучшем случае это площадки для игры в футбол, которые тоже в большинстве своем не отвечают минимальным нормам УЕФА.

Как на двухколесном… автомобиле

В Казахстане до сих пор пользуются аренами, возведенными еще в 50–60-е годы прошлого столетия. Это были советские стадионы для физкультурников. На них в летние выходные дни проводились семейные эстафеты, соревнования между механизаторами или работниками легкой промышленности… Для таких стадионов и четырех беговых дорожек было вполне достаточно. В советское время считалось, что для союзной республики достаточно и одного приличного стадиона – в столице, а регионы можно не баловать. За годы независимости ничего не изменилось. Старые стадионы даже реконструировать невозможно, их нужно только сносить и на их месте строить новые. Алексей Кондрат вспоминает такой случай:

– Приходит ко мне как-то замдиректора одного стадиона в Астане и говорит: “Мы только что положили синтетическую дорожку. Теперь у нас можно проводить соревнования”. Я обалдел, потому что двумя днями ранее столичные ребята и тренеры ничего мне о новых дорожках не говорили. Замдиректора достает фотографии, и все становится ясно: у них на стадионе всего три дорожки по кругу и четыре – по прямой. Я спрашиваю: “А увеличить количество дорожек нельзя?” – “Нет, проект стадиона таков, что не позволяет расшириться”. В таком случае, дорогие товарищи, на вашем стадионе может тренироваться только какая-нибудь детско-юношеская спортивная школа. Там нельзя проводить даже детские республиканские соревнования. Если по правилам в финале должно участвовать восемь спортсменов, то как они побегут по трем дорожкам? Строить спортсооружения надо сразу по стандартам. Ведь если есть правило, что у автомобиля должны быть четыре колеса, его же не делают двухколесным! Для кого же тогда строят стадионы с тремя дорожками?

Королева… на бобах

– Или другой случай, – продолжает Алексей Кондрат. – Один из тренеров попросил меня обратиться к акиму области, чтобы тот сделал ему на стадионе хотя бы одну-две дорожки! А у этого тренера один воспитанник – серебряный призер Всемирной универсиады, другой – неоднократный чемпион Азии в залах в многоборье. И он просит две дорожки! Я ему говорю: “Что ж вы делаете! Он ведь и построит вам эти две дорожки, и будете вы на них мучиться!”. А у них уже такая безысходность!

Вот в таких условиях сегодня воспитываются и тренируются ведущие казахстанские легкоатлеты. А мы еще удивляемся, когда перед крупными стартами тренеры и спортсмены не очень-то охотно говорят о своих медальных планах, как будто не верят в собственные силы. Нет, они просто реально оценивают свои возможности. А не говорить о высоких местах они не могут, иначе вид спорта зачислят в бесперспективные и урежут и без того скудное финансирование. Вот сейчас легкая атлетика на коне. Может, правительство обратит на нее свое внимание, или королева спорта так и останется принцессой на бобах?

Коридорная “атлетика”

Во всем мире успех тех или иных атлетов местные федерации используют для пропаганды своего вида спорта, ожидая наплыва желающих заниматься. В Казахстане в легкой атлетике такая ситуация наблюдалась после побед на зимних чемпионатах мира прыгуна с шестом Игоря Потаповича в 1997 году и бегуньи с барьерами Ольги Шишигиной в 1999-м. Сейчас специалисты прогнозируют наплыв детей с желанием “обучиться на Ольгу Рыпакову”.

А что им смогут предложить? Куда пойдут дети в Петропавловске, Павлодаре, Актобе, Усть-Каменогорске, откуда Рыпакова, к слову, родом?

Сейчас в Казахстане есть один-единственный легкоатлетический манеж, где можно организовывать соревнования в холодное время года. Он находится в Караганде и был спроектирован в 1956 (!) году. Людям, которые сохраняют его в рабочем состоянии, позволяющем проводить там соревнования, можно возводить памятник. В этом году в карагандинском манеже на юношеских соревнованиях собралось около 700 человек. Зал был забит под завязку, дети разминались чуть ли не под ногами у выступающих. О каких-то правилах безопасности речи не шло – других манежей для подобных соревнований в республике нет.

Так куда должны прийти дети, чтобы стать такими, как чемпионка мира Ольга Рыпакова, и прославлять Казахстан? Наверное, заниматься они должны не в школьных коридорах, как это делается до сих пор?

Сергей РАЙЛЯН, Тахир САСЫКОВ (фото)

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи