– В казахстанских школах и поликлиниках появились штатные психологи. Чем они могут помочь детям и их родителям?
– Два года назад я выступал в министерстве образования на республиканской конференции с докладом о взаимодействии частных психологических структур с государственными. С вузами, школами, колледжами. Мы постоянно предлагаем руководителям этих заведений бесплатно проводить лекции по профилактике курения, алкоголизма, наркомании, по общей психологии. К сожалению, там чаще всего не находят на это времени, ссылаясь на учебные перегрузки.
Между тем работы у школьного психолога столько, что в одиночку он не в силах справиться. Поэтому я предлагаю, чтобы школы начали опираться на частные психологические центры, которые давно уже сформированы, работают и имеют хорошо подготовленных практических специалистов.
– Да, но в таких центрах за тренинги надо платить. А где школы возьмут деньги?
– Платить будут родители, а не школа. Платит тот, кто нуждается в этой работе. А школа занимается своими текущими психологическими проблемами: это диагностика, выявление лиц, находящихся в зоне риска, кризисные возрастные ситуации. Но когда этих проблем в школе слишком много, то после их обнаружения штатный психолог может рекомендовать родителям обращаться в частные центры.
Хотя родители платить деньги никому не собираются, считая, если в школе есть психолог, пусть он и работает. И так они отстраняются от той ответственности, которую должны брать на себя. Ведь это они привели своих детей к сложным жизненным ситуациям, они и должны выводить их из этого положения. Это надо осознать родителям и всем участникам системы образования.
Хорошо, что сейчас психологи появились еще и в поликлиниках. Хотя пока, чаще всего, это молодые специалисты, только что окончившие вуз, еще не овладевшие практическими навыками. Им необходимо еще проходить специализации по психологической диагностике, по работе в плане личностного роста, по выявлению лиц в зоне поведенческого риска и купированию критических кризисных ситуаций.
Нарисуй свою душу
– А что это за диагностика, которой должны овладеть школьные психологи?
– Видов диагностики много. Один из них – психологическая рисуночная диагностика. Как говорят, королевский путь к душе ребенка лежит через рисунок. Есть специальные рисуночные тесты. Например, нарисовать несуществующее животное или “Мою семью в растениях”. Ребенок, рисуя несуществующее животное, по сути, рисует самого себя, свои ощущения в социуме. Сам того не подозревая, на подсознательном уровне он проявляет себя в рисунке. А в “Моей семье в растениях” он в виде различных растений изображает своих родителей, братьев, сестер, других родственников. И через то, каким растением он изображает каждого, проявляется структура внутрисемейных отношений. Например, маму он изображает красивой розой. Но эта роза имеет колючки. Или папа – кактус с очень длинными большими колючками. Или бабушка в виде сухого дерева, доминирующего над всем пространством листа. Вот вам уже диагностика. Тут можно выводить генограмму, которая вообще позволяет выявлять родовые послания, проявляющиеся в семье. Это тоже очень важная сфера диагностики.
Есть тест Макса Люшера, исследующий эмоциональную сферу ребенка, то, как он чувствует себя в семье. Он может чувствовать себя изгоем, брошенным, никому не нужным.
– И как вы выявляете, что он в зоне риска?
– Представьте, ребенок нарисовал себя на листе бумаги как несуществующее животное – очень маленьким, в нижнем левом углу листа в виде существа с большой круглой головой, слабенькими ножками и ручками. Это уже свидетельствует о том, что он в зоне риска. Потому что социумом и семейными отношениями он зажат, загнан в нижний левый угол. Это сниженная планка самооценки, разворот в прошлое и страх перед будущим. Но приемов такой диагностики много. Это целая наука, которой владеют практические психологи.
– Выявили, что дальше?..
– Я, например, работаю в паре с детским психологом. Хотя такие специалисты на детских и взрослых не делятся. Но в паре легче: один занимается ребенком, другой – его родителями. Ведь все детские проблемы идут от родителей.
Пример: допустим, папа – директор частного предприятия, имеет свое небольшое производство и нанимает туда работников. И на этом производстве чрезмерно употребляет крики, ругань и даже битье сотрудников. Ребенок, к примеру мальчик, видит это и наблюдает, так сказать, успешность папы, поскольку он хорошо зарабатывает. Берет себе на вооружение такую модель поведения. И то же самое начинает проявлять в своем классе в школе. На тех, кто его не понимает, кто против, он начинает орать, драться с ними, учителей посылает туда, куда папа посылает своих сотрудников. То есть копирует родительское поведение, которое он принимает как успешное. Так вот здесь работать с одним ребенком бесполезно. Ко мне приводили детей, которые бросали в классе стулья в учеников, учебники в преподавателей. Здесь, во-первых, преподаватели не обучены, как следует вести себя с такими детьми. Они начинают такому ребенку мстить, определять его в изгои. Но тут не месть нужна, а любовь. Потому что, скорее всего, этот недолюбленный родителями, недополучивший от них тепла и заботы ребенок мстит всем вокруг за эту недолюбленность. А учителя своей суровостью еще больше провоцируют его на такое поведение. И он усиливает свои защитные механизмы.
Так вот с родителями психолог работает на выявление в их поведении провоцирующих факторов и демонстрацию того, что они сделали со своим чадом. А детский психолог в игровом варианте доказывает этому мальчику неэффективность его способов установления контакта с одноклассниками. Посмотрите, какая это объемная работа. И ответственность здесь родительская, а не школьная. Школа не знает, куда деваться от такого ребенка, он же конфликтный. Его посылают на психолого-психиатрическую экспертизу, там выносят заключение, что он здоров, и возвращают обратно. А в школе то же самое поведение повторяется, потому что над устранением его источников никто не работает. И ребенок просто не понимает, чего от него хотят. А родители не видят своей собственной вины в формировании такого поведения. Так вот для работы с такой семьей нужен не час и не два, а до 10 и более сеансов. Только тогда появляется устойчивый эффект.
– Но часто ли такие папы идут заниматься к психологам и готовы платить за это?
– Нет, конечно. Такие родители вообще стараются не ходить к психологам. Но когда возникает критическая ситуация, когда ребенка выгоняют из школы, записывают его в психопаты, школа ведь тоже не может мириться с этим и пытается избавиться от такого ученика. То есть возникает глубоко конфликтная ситуация, и тогда родители уже вынуждены идти к психологам. Школа дает такому ученику определенные характеристики и аргументирует это его поступками, посылает на диагностику в какие-то статусные центры. Через психологические службы его поведение пытаются оформить как ненормальное, привлекают органы опеки к этому процессу. Все это серьезно осложняет жизнь всем.
– Как этот процесс влияет на здоровье его участников?
– В медицине есть даже особый раздел психосоматических заболеваний, которые идут следом. Эта психологическая дисгармония в итоге приводит к гипертонии или язвенной болезни у учителей, учащению простудных заболеваний, снижению иммунитета, проявлению приступов бронхиальной астмы и аллергическим заболеваниям у детей. Снижению у них качества учебы.
Психотренинг – это серьезно
– Между тем в Алматы и республике в области психологии уже сформировалась целая отрасль с полным набором специалистов высшего пилотажа, которые могут преподать и практику, и консультирование, – констатирует психолог. – К ним уже ходят и получают реальную помощь. И сейчас уже не считается, если человек пошел к психологу, значит, он ненормальный.
– А как, на ваш взгляд, может выглядеть правильное родительское воспитание?
– Вот, допустим, папа курит. Я приведу пример из своей жизни. Однажды, когда я был еще маленьким ребенком, то услышал, как мой папа в соседней комнате говорил маме: “Ты знаешь, я так люблю тебя, что готов в очередной раз это доказать. Возьму и брошу курить, не буду дышать на тебя сигаретным дымом, потому что тебе это неприятно”. И он раз и навсегда бросил курить. А я, сидя в соседней комнате, запомнил это. Сила слов моего отца, самого большого авторитета в моей маленькой жизни, вошла в меня. И я понял, что я сильнее табакокурения. И что любимой женщине даже через такой поступок я смогу доказать свою любовь.
Так в жизни я никогда не курил, хотя был офицером, полковником медицинской службы. А офицеры до сих пор практически все поголовно курят. Я работал врачом, а до 50 процентов врачей и по сей день не могут отвыкнуть от сигарет. До 30 процентов психологов тоже курят. А я – нет. Вот вам сила примера родителя. Это при том, что сам отец мне никогда не говорил: “Ты, сынок, не кури. Это зло!”. Но он вдохнул в меня мужскую силу, которая ведет меня по жизни и помогает.
А с мамами можно привести такой пример: допустим, смотрят родители какой-то сериал, а 8–9-летняя дочка играет где-то рядом. По сюжету мама видит, как девушка, героиня фильма, употребляет алкоголь, а потом, выйдя из состояния равновесия, отдается в постели совершенно незнакомому мужчине, так и не выбрав его в спутники своей жизни. И они с папой обсуждают: “Вот ведь какое зло алкоголь для девушки. Чтобы уложить ее в постель, достаточно напоить ее, и она перестает управлять своим телом, контролировать себя, делай с ней что хочешь. Жаль, такая молодая, красивая, положительная девушка попадает в такое идиотское положение. Раньше времени забеременела, так и не выбрав свою вторую половинку”. Заметьте, мама говорит это мужу с чувством глубокого сожаления. А дочка рядом все слышит, и эта информация прочно укрепляется в сознании девочки, что алкоголь искажает мировосприятие, его лучше не употреблять. И после этого маме вовсе не понадобится говорить своей уже повзрослевшей дочери: “Ты сегодня идешь на выпускной вечер в школу, не вздумай там пить шампанское!”. Девочка уже сама знает эту модель поведения в отношении алкоголя.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу
