Опубликовано: 2300

Чем казахстанские министерства брезгуют заниматься

Чем казахстанские министерства брезгуют заниматься

1903 год. Генри Форд создал новую компанию имени себя – Ford Motor Company. И новый автомобиль “Модель А”. В то время автомобиль – роскошь, а не средство передвижения. “Машина для всех” – это был миф. Богатые всячески выпячивали свое богатство, и машина была одним из его проявлений. Поэтому их цена зашкаливала за 2–3 тысячи долларов.

Через три года цена следующей модели – Ford T – упала до 550 долларов. В 1914 году компания выпустила 10 миллионов автомобилей этой модели – 10 процентов всех машин в мире!

– Каждый раз, когда я понижаю цену на 1 доллар, я получаю тысячу новых покупателей, – говорил Генри Форд.

Сейчас мы знаем, что успех компании был связан с применением конвейера. На самом деле поточная линия была изобретена не Фордом. Он подглядел ее на скотобойне, где свиные туши подвешивали на крюках, которые шли вдоль рабочих мест мясников. И каждый из них делал лишь один разрез. Эта картина настолько поразила промышленника, что он решил попробовать нечто подобное у себя. И получилось!

Сначала разбили на два этапа сборку магнето – аналога стартера. Время сборки детали с 20 минут сократили на треть. Затем начали “разбивать” на этапы сборку более сложных деталей. Наконец, в августе 1913 года на конвейер поставили самую сложную операцию – соединение шасси и кузова.

Производство упрощалось. Это требовало уже мотивации для рабочих, которым было тяжело работать на нудном конвейере. В 1914 году Форд повысил зарплату до 5 долларов в день и ввел 8-часовую смену при 6-дневной рабочей неделе и оплачиваемый отпуск. Дополнительно вознаграждал некурящих и непьющих работников. В это время зарплата среднего рабочего в США была 2 доллара в день при 59-часовой неделе.

Новые принципы организации труда, управления и производства быстро распространялись по стране. В результате Форд создал средний класс страны. Который, кстати, и стал основным покупателем автомобилей.

Постепенно эти принципы переросли в учение – фордизм. Оно предлагает решать сложные задачи более простыми способами. Принцип применим к любому виду производства. Если использовать 3 условия: внедрение специализированных инструментов, улучшение формы и условий труда. Естественным спутником фордизма было государство всеобщего благосостояния, обеспечивающее такие условия.

Судя по официальным лозунгам, примерно по такому пути пошел и Казахстан. По крайней мере, взят курс на создание “государства всеобщего благосостояния” и крупных производств. Другое дело, что продукция этих фабрик и заводов рабочим не нужна. Зачем им полиэтилен высокого давления, окатыши и цинк в чушках? Наши заводы почти не выпускают готовую продукцию, но обеспечивают сырьем предприятия того же “Форда”. Тогда нет смысла повышать благосостояние наших рабочих ненужными премудростями.

В 2014 году, наиболее показательном для Казахстана, мы экспортировали товаров на 79,5 миллиарда долларов. Импортировали ровно в 2 раза меньше: на 41,3 миллиарда. Причем вывозим мы сырье, а завозим готовые изделия и продукты питания. Это разница и позволяет экономике поддерживать относительно высокий уровень зарплат. Но модель работает только в хорошие годы. Во время кризисов она не действует. В 2015 году экспорт превысил импорт только в 1,5 раза. В стране моментально наступил кризис.

Фордистскую модель уже 30 лет строит Китай. По такому пути пошла Индия. Но у них миллиардное население. Для Казахстана больше подходят идеи постфордизма: гибкое мелкосерийное и специализированное производство товаров и услуг для сегментированных рынков. Для этого нужно на уровне поддерживать множество мелких и средних контор. Мелочь пузатую, в общем. Чем наши министерства брезгуют заниматься.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи