Опубликовано: 1400

Чем инвалид Астаны круче европейского

Чем инвалид Астаны круче европейского Фото - Владимир БАХУРЕВИЧ

Две системы климат-контроля, полы и окна с подогревом, несколько камер видеонаблюдения и прочие «навороты». Все это – стандартные требования к обычным маршрутным автобусам столицы.

Закуп такого «вип-транспорта» - мероприятие затратное, но столичный житель должен кататься по делам с комфортом.

В преддверии зимы на столичные маршруты вышли новые автобусы. Пока еще некоторые из них не отображаются в электронной системе «Астра Бас» и ездят с неподключеннымивалидаторами, но в ТОО «Астана LRT» уверяют, что это временные трудности.

- Сроки поставки новых автобусов были изначально оговорены до конца декабря, но часть из них уже вышла на линию. Мы пошли на этот шаг сознательно, потому что начинается зима и, благодаря новым автобусам, удалось сократить интервал между ними. Есть некоторые недоработки, которые мы в процессе устраняем, - рассказал о том, почему на маршрутах появились «недоделанные» автобусы заместитель председателя ТОО «Астана LRT» Бейбут ЕСЖАНОВ.

Он напомнил, что в 2014 году столица уже закупила 358 автобусов марки «Iveco», все они показали себя с наилучшей стороны, в отличие от купленных в других городах автобусов китайских и российских производителей. Поэтому в 2015 году был подписан новый контракт на поставку еще 380 таких же автобусов, но с некоторыми оговорками:

- В новых автобусах установлена система климат-контроля. На первых автобусах не было такой системы, там кондиционеры вручную включались и отключались, и зачастую бывали такие случаи, что некоторые жаловались на холод. В новых автобусах такой ситуации не будет, климат-контроль сам будет регулировать температуру комфорта, - рассказал БейбутЕсжанов.

Также в автобусах установлены двойные стеклопакеты, полы с подогревом, 8 камер наблюдения, а в лобовое стекло встроены тонкие вольфрамовые нити, которые будут нагревать стекло, чтобы не было ухудшающий обзор наледи.

- Также мы требуем, чтобы автобусы были оснащены специальными пандусами. И, если посмотреть, то 90% автобусов столицы оборудованы для посадки и высадки пассажиров с ограниченными возможностями. Хотя в Европе и других странах такими системами оснащаются только 40% автобусов. Потому что у них есть специальные индикаторы, по которым заранее видно оснащен подходящий к остановке автобус средствами посадки инвалидов или нет. Но мы учли пожелания наших обществ инвалидов, - говорит БейбутЕсжанов.

В автобусных парках, уже купивших новые автобусы, приобретением в принципе довольны: ездят хорошо, кресло водителя – как в гоночном автомобиле, а большие окна с подогревом улучшают обзор и минимизируют вероятность аварии. Одно но: дорого это все. Настолько, что вопрос повышения стоимости проезда поднимается автобусниками все чаще.

- Это не для того, чтобы мы разбогатели, а для того, чтобы создать условия для водителей и самих же пассажиров. Мы внедряем новые автобусы, новое оборудование, соответствующие всем стандартам, помимо этого растут цены на топливо, - объясняет директор 3 автопарка Астаны Бауржан ТЛЕУБЕРГЕНОВ.

По его мнению, справедливой на данный момент была бы дифференцированная оплата проезда: 150 тенге в обычном автобусе за нал и 90 – по электронной карточке. На экспресс-маршрутах стоимость должна повыситься до 200 тенге за поездку.

Вместе с тем, представитель компании-производителя новых автобусов Антон МАЙЕР уверяет, что если смотреть в целом, то стоимость «Iveco» не столь уж заоблачная.

- Если говорить о техобслуживании,  то надо учитывать не только стоимость расходных, но и то, как часто их надо менять. Вот, к примеру, у нас в среднем ТО проводится через каждые 40 тысяч километров, у других марок – 20 тысяч, а у некоторых – 10 тысяч, - говорит Антон Майер.

Также, как отметил техник, автобусы, выпущенные казахстанско-французским предприятием, имеют 8 лет расширенной гарантии, а в реальности могут служить верой и правдой еще дольше. В то время как многие другие марки непригодны к эксплуатации уже через два года использования.