Опубликовано: 2000

Если у вас много родинок на теле, это может быть очень опасно - онкодерматолог

Если у вас много родинок на теле, это может быть очень опасно - онкодерматолог

Родимые пятна называют “метками удачи”, “мушками счастья”, воспевают в песнях… Помните: “Я встретил девушку, полумесяцем бровь. На щечке родинка, а в глазах любовь”?

На деле, говорят врачи, чем больше родинок, тем больше проблем. Так почему к родимым пятнам надо относиться с особым вниманием и пиететом? И насколько велика опасность заработать рак кожи при зло­употреблении солнечными ваннами, – рассказывает врач высшей категории, заведующая дневным хирургическим стационаром КазНИИ онкологии и радиологии, к. м. н., онкодерматолог Дина ТУЛЕУОВА.

– Море, солнце, красивый бронзовый загар – идеальный отдых, особенно для обитателей северных областей, – начинает рассказ Дина Абдрасулловна. – Но именно не избалованным теплом северянам стоит проявлять особую осторожность к загару. Ведь ультрафиолетовые лучи представляют собой невидимую, но очень серьезную угрозу для здоровья кожи. И родимые пятна сами по себе могут быть большим фактором риска для возникновения рака кожи и меланомы. Где у нас такие заболевания наиболее распространены? В Северном Казахстане, в Павлодарской, Костанайской, Восточно-Казахстанской областях, там, где население белокожее, не избалованное солнцем. А в южных регионах – в Туркестанской, Кызылординской областях и в Шымкенте – показатели заболеваемости раком кожи и меланомой намного ниже, потому что там живут более адаптированные к солнцу, смуглые люди.

Формы рака кожи

– Вообще, существует три основных типа рака кожи: базальноклеточный, плоскоклеточный и отдельно третья группа – меланома.

Самый распространенный, базальноклеточный рак, или базалиома, составляет 75–85 процентов от всех форм рака кожи. Встречается на лице, шее, волосистой части головы и процентов 5–10 может быть на теле. Проявляется в виде опухолевидных образований, язвочек, кровоточащих ранок, пигментных образований и даже в виде родинок.

– А вот зашел к вам пациент. Как вы сразу видите базалиому?

– Здесь помогает изучение анамнеза. Особенности базалиомы в том, как обычно рассказывает пациент, что уже лет 10 он наблюдает такое бугристое образование или розовое пятнышко, которое шелушится. Ничего особенного с ним всё это время может не происходить. И только в течение последних 2–3 месяцев, когда оно начинает кровоточить или заметно быстрее расти, это является поводом для обращения к нам. А так, если оно не растет, то, в принципе, нет и причины обращаться к врачу. Или он может прийти к доктору вообще по другому вопросу, а мы посмотрим на его лицо и заметим это образование.

врач высшей категории, заведующая дневным хирургическим стационаром КазНИИ онкологии и радиологии, к. м. н., онкодерматолог Дина ТУЛЕУОВА. Фото Нэли САДЫКОВОЙ

Врач высшей категории, заведующая дневным хирургическим стационаром КазНИИ онкологии и радиологии, к. м. н., онкодерматолог Дина ТУЛЕУОВА. Фото Нэли САДЫКОВОЙ

У плоскоклеточного рака анамнез короче. С момента его появления до того, когда он начинает беспокоить, проходит от 3–4 месяцев до полугода или года времени. Может встречаться на любом участке кожи. Но плоскоклеточный рак коварен тем, что дает метастазы в лимфатические узлы и во внутренние органы. Его образования могут визуально быть похожими и на базалиому, только обычно не бывают пигментированными. Поэтому, если у человека есть такие опухолевидные образования, особенно с сосудистым рисунком, даже пигментные, лучше обратиться к онкологу, чтобы вовремя и правильно диагностировать и начать лечение.

И третья форма – меланома.

– Это та самая красивая родинка на щечке, неофициальное и язвительное прозвище которой – “красавица онкологии”?

– Не могу утверждать, но это одна из самых агрессивных форм злокачественных опухолей у человека, обладающих быстрым ростом и метастазированием.

И есть четвертая форма – карцинома Меркеля. Она встречается в 30 раз реже, чем меланома, однако еще более агрессивна. Следует отметить, что при любой из форм рака кожи, если она пролечена на начальном этапе, а основной метод лечения здесь – хирургический, практически в 99 процентах случаев происходит полное излечение пациента. Даже при меланоме.

– Ну вот, увидели девушка или парень на лице пятнышко и пришли к вам. А на теле, закрытом одеждой, не углядели и пропустили момент?

– Да. Сейчас очень много молодежи обращается. Вот пришел к нам пациент, допустим, с кровоточащим образованием или даже просто с родинкой… При сборе анамнеза мы всегда интересуемся: “А на теле у вас что-то есть?”. И если заподозрили, что родинка чуть видоизменилась, первым делом пальпируем периферические лимфатические узлы. Подмышечные, паховые, подключичные, надключичные, чтобы узнать: нет ли у него метастазов. Если есть, то узлы будут в виде плотных опухолевидных образований. Это повод отправить пациента на УЗИ-контроль с взятием из него пункции (проба для диагностики через прокол). Но каждое образование имеет свои критерии. Меланома обычно черного цвета, может быть трехцветной и коричнево-черной, может быть розовой, а по краям – темный ободок. Тут важны опыт и чутье врача. Допустим, базалиома бывает склеродермоподобной (с образованием твердой инфильтративной бляшки c желтоватой восковидной поверхностью). И пациент говорит: да, этот непонятный рубец у него уже столько-то времени. И он вроде его не замечает, а мы с первого взгляда можем увидеть, и, когда берем оттуда соскоб, выявляем рак кожи.

Родинки и дети

– Недавно мне рассказали случай: девочка 12 лет, прекрасная гимнастка, всегда хорошо выглядит. А тут у нее на спине родители обнаруживают темную родинку с белыми краями. Хирурги-онкологи вырезают образование, и его исследование показывает рак! Как такое может быть у ребенка?

– Возможно, это обычная родинка галоневус. Когда появляется белое пятно – это такой защитный иммунный локальный ответ по краям. Отчего происходит – никто не знает. Обычно в детском возрасте заболеваемость меланомой – это редкость. Казахстанские хирурги провели сложнейшее лечение иностранки: операцию не хотели делать в других странах

– Если ее удачно удалили, есть ли шанс, что в дальнейшем ребенок вырастет полностью здоровым? Или возможны рецидивы?

– Если это меланома, одна из наиболее агрессивных форм опухолей в онкологии, здесь важен каждый ее миллиметр. Если опухоль проросла вглубь кожи меньше, чем на 3 миллиметра, то такие пациенты должны обследоваться каждые 3 месяца. Если больше 3 миллиметров, то там после исследования назначают таргетную либо химио- и иммунотерапию. Это мировой стандарт. Но, опять же, нужно смотреть, какой у девочки провоцирующий фактор. К примеру, у нее это постоянная травматизация родинки за счет спорта, постоянными упражнениями, ношением слишком облегающих спортивных костюмов. Такие родинки часто бывают на травмируемых участках тела: на шее, в подмышечных впадинах, в области груди, талии, в местах, постоянно трущихся о белье, о брючный ремень. У мужчин это еще области на лице, которые они постоянно бреют, и сбривают эти родинки. Тогда их в первую очередь надо удалять хирургическим путем либо лазером на этапе, пока они еще родинки. Потому что эта травматизация в последующем может привести к раку кожи и меланоме. А если вовремя убрать, можно избежать этого.

Профилактика и дни открытых дверей

– На прошлой неделе мы объявили день открытых дверей для всех жителей. Пришел к нам, к примеру, молодой человек. Спрашиваем: “Что болит?”. Отвечает: “Ничего”. Оказалось, его прислала жена. И правильно сделала. В принципе, его ничего не беспокоит, но при осмотре мы обнаружили на коже его тела множество мелких пигментных образований. Это были обычные родинки, которые появились у него в течение жизни. Мы называем это диспластический невусный синдром. И он связывает это именно с загаром. То есть первый фактор для появления и развития новых родинок – это солнечные ожоги.

Сейчас многие люди любят отдыхать в жарких странах: в Арабских Эмиратах, Турции, Египте и даже по несколько раз в год. И вот эта ничем не ограниченная солнечная инсоляция, конечно же, способствует появлению новых родинок, за которыми надо наблюдать.

– Был у нас и такой случай: у женщины сильно увеличились подмышечные лимфоузлы – целый конгломерат. Выглядело это как большое плотное образование в толще мягких тканей, диаметром около 10 сантиметров. Когда ее прооперировали, удаленную ткань отправили на гистологию. Результат показал метастаз меланомы без первичного очага!.. И такое тоже бывает. То есть где-то у нее была беспигментная, в виде белого пятна, меланома, которую она даже не заметила. А клиника метастаза проявилась в подмышечных лимфоузлах. То есть, когда она пришла к нам с этими жалобами, сама не знала, были ли у нее какие-то образования. Женщина очень белокожая, европейского типа. После того, как мы удалили у нее эти лимфоузлы, она получала химиотерапию и иммунотерапию. И сейчас уже более 6 лет живет в Германии и каждый год там обследуется. Вот такой счастливый человек.

А бывает по-другому. Пришла к нам женщина с меланомой всего в 1 сантиметр в диаметре. Это было небольшое черное пятнышко на поверхности стопы, на подошве, и оно начало кровоточить. Мы срочно прооперировали ее под общим наркозом, удалили это образование на подошве – всё как положено. А через 3 года у нее пошли метастазы. Несмотря на то что она получала химиотерапию, иммунотерапию, опухоль всё равно прогрессировала, и от нее она, к сожалению, и погибла. Вот так всё индивидуально, непредсказуемо… И насколько важно не допустить разрастания опухоли даже на доли миллиметра. А у нее было поражение больше 3 миллиметров вглубь, и когда мы удаляли ее меланому, в крови уже циркулировали раковые клетки. Получается, даже иммунотерапия и химиотерапия не всем помогают.

– Какие эмоции она испытывала?

– Обычно они все приходят спокойные. Но мы же тоже не можем их пугать. Говорим, что есть большое подозрение на меланому, которую надо удалить. Вначале у пациентов возможен стресс, непонятное состоя­ние, но потом люди адаптируются, понимают, насколько серьезен диагноз, осознают его, и постепенно у них вырабатывается философское отношение к жизни.

У нас есть такой критерий выживаемости – 5 лет. При I стадии рака кожи – 5-летняя выживаемость наблюдается у 99 процентов людей. При II стадии – процент падает до 60. При III–IV стадиях – меньше 20 процентов. Но 5 лет в онкологии – это хорошо, если больше 90 процентов людей при I стадии живут 5 лет – это же здорово!

– Потом они же могут жить и дальше, и 10–20–30 лет?

– Конечно. Почему был взят такой критерий – 5 лет, потому что первые 2–3 года после постановки диагноза и начала лечения идет резкое прогрессирование и метастазирование. Поэтому, если потом, в течение 5 лет рак не прогрессирует, риски уже снижаются. При меланоме первые 2 года мы обследуем пациента каждые 3 месяца, настолько всё деликатно. С третьего года ремиссии обследуем каждые полгода, а потом уже всего раз в год.

– Давайте подытожим: на что людям обратить внимание?

– Наверное, у каждого в доме есть зеркало, – объясняет Дина Абдрасулловна. – Когда раздеваемся, купаемся, обязательно надо проводить самодиагностику, осматривать свою кожу и состояние родинок. Если у человека их больше 10 штук, он должен оценить, все ли они типичны, коричневые, похожие, небольшого размера. Если больше родинок, значит, делать самодиагностику раз в месяц. Если меньше, можно раз в три месяца. Когда какая-то из них, как гадкий утенок, становится не похожей на другие, растет, темнеет, выделяется на фоне других, нужно бить тревогу, обращаться к онкологу.

Вот у того молодого парня, которого к нам на обследование прислала супруга, было более 20 родинок. Но доктор же за всеми родинками не угонится, чтобы иссечь каждую, которая не растет. Тем не менее молодой человек – в группе риска, когда какое-то родимое пятно может переродиться в меланому. Есть люди, которые могут загорать, и даже в 50 лет у них нет ни одной родинки. А есть те, которые в 30 лет полностью покрыты пигментными пятнами, потому что у них слабый защитный слой пигмента.

– Это всё про родинки, а что с базалиомами?

– Базалиомы в основном встречаются у людей более старшего возраста – 60+. Это те, кто в молодости очень сильно загорал на солнце, не защищал себя. У таких риски развития базалиомы в старческом возрасте увеличиваются до 50 и более процентов. Обычно они приходят с какой-то раневой поверхностью, опухолевидным образованием или язвочкой, которая не заживает, кровоточит. Корочка образуется, отпадает, заживает, потом снова беспокоит. А основной фактор любого рака кожи, как правило, это неправильное поведение на солнце, чрезмерная инсоляция. Ведь даже если в молодом возрасте у человека хоть раз был солнечный ожог, риски развития рака кожи с возрастом увеличиваются.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи