Опубликовано: 1300

Чай попили – и домой?

Чай попили – и домой?

Странное и тягостное впечатление оставил в Уральске разрекламированный форум с участием Премьер-министра Казахстана Карима МАСИМОВА, касающийся вопросов спасения трансграничной реки Урал.

На уровне разговоров

В Уральск съехались представители российских регионов – Татарстана и Башкортастана, также потребляющих воды Урала. Кто-то даже пустил слух, что к нам едет сам Путин, но это оказалось настоящей уткой. Впрочем, для россиян это был всего лишь визит вежливости, они особо не участвовали в обсуждении, больше слушали.

Главная новость – это введение Казахстаном со следующего года государственной монополии на вывоз осетровых видов рыбы с естественных водоемов. Об этом заявил сам глава Министерства сельского хозяйства РК Ахылбек КУРИШБАЕВ. По его мнению, Казахстану необходимы конкретные и решительные меры по восстановлению рыбных ресурсов Урала и монополия как раз должна решить данную проблему.

Завесу тайны приподняли и по долгожданному вопросу строительства завода осетровых рыб. Он будет построен, но где, еще неизвестно. Министр охраны окружающей среды Нургали АШИМОВ, как бывший аким Западно-Казахстанской области, предлагает построить его в этом регионе – в среднем течении реки. Однако Премьер-министр Карим МАСИМОВ так и не поставил точку в этой многолетней “байке” по определению площадки для данного завода. Как стало ясно по ходу совещания, деньги не выделены даже на разработку технико-экономического обоснования. Так что вопрос остается на уровне разговоров.

Ничего не ясно

Неразрешенной остается ситуация и с трубопроводами, пролегающими по дну Урала. По данным министра нефти и газа Сауата МЫНБАЕВА, по дну реки проложены три перехода, глубина залегания которых составляет всего 2,5 метра, и построены они еще в 1972 году. В случае необходимости их можно заглубить методом вертикального бурения. Обеспокоенные экологи предлагают заглубить все трубы не на 1–2 метра, а на 10–15, чтобы они не мешали при проведении дноочистительных работ и не произошла экологическая катастрофа. К тому же нужно полностью изучить ситуацию и посчитать все трубы. Но все это требует денег, а они еще не выделены.

Премьер, конечно, поручил посмотреть, “какие ресурсы, связанные с Уралом, мы можем выделить в этом году”. А потом добавил: “Что мы можем сделать уже сейчас? Возможно, купить какую-то технику или еще что-то”. В общем, пока еще ничего не ясно.

Да и что решит очередное письмо Владимиру Путину за подписью Карима Масимова с предложениями по оздоровлению Урала? Как и новое соглашение по старому вопросу между правительствами Казахстана и России, которое планируется подписать в сентябре этого года, – о совместном использовании трансграничных водных объектов.

Все эти предложения, пожелания, поручения и различные соглашения очень похожи были на все предыдущие. Ничего нового, кардинально меняющего ситуацию, сказано и решено не было. Поговорили – и ладно? А трансграничная река Урал в этом году сильно “похудела” и истощилась, как бы нам ее совсем не потерять. При таком подходе исход ее может быть недолгим.

Гульмира КЕНЖЕГАЛИЕВА, Андрей ТЕРЕХОВ (фото), Уральск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи