Опубликовано: 4600

Буря в Европе

Буря в Европе

Возможно, многие очень удивятся, узнав, что была у нас в Казахстане такая легендарная мужская волейбольная команда – алма­атинский “Буревестник”. Она дважды – в 1970 и 1971 годах – выигрывала Кубок европейских чемпионов! Чтобы увидеть их игру, люди выстаивали многочасовые очереди, преодолевали сотни километров и отчаянно карабкались на фонарные столбы!

С 1967 по 1972 год алма­атинский “Буревестник” входил в число лучших волейбольных команд Советского Союза. В 1969­м он даже выиграл чемпионат СССР. В течение двух последующих лет “Буревестник” удерживал титул лучшей команды Европы! Самыми именитыми игроками легендарной команды были Валерий Кравченко, Жанбек Сауранбаев, Олег Антропов.

Кравченко – это легенда не только советского или казахстанского, а всего мирового волейбола! Вместе с Олегом Антроповым Валерий стал победителем Олимпиады 1968 года.

Жанбек Сауранбаев был капитаном “Буревестника”. Он чемпион Европы, бронзовый призер чемпионата мира. Сегодня вместе с ним мы вспоминаем эпоху самых громких побед казахстанского мужского волейбола.

“Октябрьская” революция

– Эту команду создал легендарный волейболист и тренер Октябрь Джарылкапов. Он дал нам образование, питание, жилье. Без бытовых проблем спорта не бывает, он за нас их все решал. Мы его звали “папой”. Он приходил на площадку, сам поливал ее, натягивал сетку. Потом Джарылкапова назначили заместителем председателя Спорт­комитета Казахской ССР. Главным тренером стал Зангар Джаркешев. “Буревестник” тогда набирал ход – был призером чемпионата СССР, затем выиграл золото, два года подряд владел Кубком европейских чемпионов.

Взлет “Буревестника” начался с 1967 года. Сборная Казахстана, за которую играли волейболисты алма­атинской команды, впервые завоевывала бронзовые медали Всесоюзной спартакиады. Эти соревнования были в СССР своеобразным аналогом Олимпийских игр. Проводились раз в четыре года. Мы уже тогда могли стать первой командой страны. В решающем матче вели после двух партий со сборной Москвы – 2:0, но не удержали нить игры – 2:3. Именно после той Спартакиады о нас заговорили как о команде, которая может претендовать на самые высокие места не только в Союзе – во всей Европе!

Награда за “взятие” Европы – 640 рублей

– В том же 1967 году я вместе с Валерием Кравченко в составе сборной СССР выступал на чемпионате Европы. Мы выиграли золото. Помню, дали мне премию – 640 рублей. Очень солидные деньги по тем временам. Врачам, преподавателям, инженерам, чтобы их получить, нужно было не один месяц работать.

В чемпионате СССР 1968 года “Буревестник” завоевал серебро. В решающий момент мы остались без Валерия Кравченко и Олега Антропова. Их забрали в сборную Союза для подготовки к Олимпиаде 1968 года в Мексике. Их отсутствие буквально разоружило нашу команду. Отлаженный механизм словно был выведен из строя. Причем Кравченко – это не просто хороший волейболист. Он был одним из сильнейших волейболистов мира. Сборная СССР в Мехико завоевала золото. Валера был одним из главных творцов этого триумфа. Олимпийским чемпионом стал Олег Антропов. Тогда ему было только 20 лет.

Клятва: обыграть всех!

– Чемпионат СССР 1969 года был за “Буревестником”! Яркой победе предшествовала трагическая новость: наш первый тренер Октябрь Джарылкапов умер в 38 лет. Тогда на его могиле я, как капитан команды, дал клятву, что мы у кого угодно выиграем в этом году. Тогда главный тренер Зангар Джаркешев вызвал и говорит: “Почему даешь такие заявления, а вдруг не получится?” Я ответил, что “вдруг” не будет. И мы выиграли. По тем временам победить на чемпионате СССР было сложнее, чем выиграть чемпионат Европы или мира. В игровых видах спорта “Буревестник” был первой казахстанской командой, добившейся всесоюзного успеха. Уже потом пошли успехи у ватерполистов, хоккеистов на траве, волейболисток.

Детей называли их именами!

– Победа в чемпионате СССР дала нам возможность участвовать в Кубке европейских чемпионов в 1970 году, самом престижном волейбольном клубном турнире. До этого СССР представляли команды из Москвы. И тут вдруг какой­то “Буревестник” из Алма­Аты. В Европе нас совсем не знали. Но запомнили, наверное, надолго. В финале Кубка европейских чемпионов играли с сильнейшей командой Чехословакии – “Збройовка Зетор” из Брно. И на выезде, и в родных стенах мы их переиграли полностью – оба раза по 3:0 в нашу пользу.

Восторгу болельщиков не было предела. Мне приходили письма, звонили люди и говорили: мы вашим именем назвали сына! Если посмотреть сейчас на 40­летних, среди них много Жанбеков, Жанбекханов, Жанибеков… Сейчас мы на работу принимали нового сотрудника, он рассказывал, как они заказывали два автобуса из Джамбула, чтобы приехать на нашу игру, а потом еще не могли попасть в зал! Пробиться во Дворец спорта было уже подвигом – очередь в кассы растягивалась на километры! Еще был такой случай: на Центральном стадионе играет футбольный клуб “Кайрат”, а мы, волейболисты, рядом – на малой арене. Так у нас люди висели на фонарях, потому что не могли попасть внутрь. Пятитысячные трибуны не могли вместить всех желающих. Мой отец, академик, автор первого русско­казахского словаря. А получается, что моя слава спортсмена затмила отцовскую.

Алма­атинская “миссия” Кубка европейских чемпионов

– В 1971 году мы во второй раз выиграли в Кубке европейских чемпионов. Эта победа далась нам большой кровью. “Буревестник” уже знали, относились серьезнее, игры записывали. В финале мы снова встречались с чешской “Збройовкой Зетор” из Брно. В первой игре в гостях уступили – 2:3. Зато дома разбили соперников всухую – 3:0. Согласно правилам была назначена третья игра, на нейтральной площадке – в Брюсселе. Помню, кто в шутку, кто всерьез говорил, что в Брно мы специально проиграли, чтобы в Бельгию слетать. Но, конечно, потом все радовались, когда мы вернулись из Брюсселя с победой.

Кубок европейских чемпионов весил 32 кг. Постамент был мраморный, а сам кубок – серебряный. Какое­то время он стоял у меня дома. Когда приходили гости, то бросали в него серебряные монетки. Потом я подсчитал – набралось их около двух тысяч!

Обидно? Нет, горько

С момента той победы 1971­го прошло больше 35 лет. Нет уже в живых главной звезды “Буревестника” Валерия Кравченко, еще одного стержневого игрока команды – Геннадия Гончарова и главного тренера Зангара Джаркешева. Много лет живет в России олимпийский чемпион Олег Антропов. Игравшие за различные сборные Советского Союза Николай Рагозин и Александр Портной по­прежнему алматинцы. Их давно никто не останавливает на улицах, не просит автографов.

Самому капитану легендарной волейбольной команды 67 лет. Чемпион Советского Союза и Европы, бронзовый призер чемпионата мира 1966 года, заслуженный мастер спорта СССР живет в Алматы и продолжает заведовать кафедрой физкультуры Казахского национального технического университета. На покой он не спешит. Ведь пенсия у него, легенды казахстанского спорта, такая же, как и у дворника. Обидно? Нет, горько…

Марина ХЕГАЙ, Тахир САСЫКОВ (фото)

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи