Опубликовано: 1142

Будем меньше заправляться?

Интересный способ борьбы с дефицитом бензина придумало правительство. Вместо того чтобы увеличивать мощности НПЗ и производить больше горючего, чиновники решили ограничить его потребление. И разрешили поднять оптовые цены на бензин на

12 процентов. На АЗС розничная цена популярного АИ-93 тут же взлетела на 10 тенге. А стоимость АИ-96 перевалила за 100 тенге!

Сначала чиновники заставляли оптовых поставщиков отгружать тоннами бензин в особо кризисные области Казахстана. Очереди на АЗС поубавились, паника среди водителей утихла. Но тут крупные сети АЗС, которые и держали довольно низкую цену, стали отпускать бензин по талонам.

Агентство по защите конкуренции сначала грозно заявило, что продажа по талонам является нарушением, потом забрало свои слова обратно. А две недели назад обвинило в ценовом сговоре крупные сети АЗС – ТОО “Гелиос”, ТОО “Sinooil”, ТОО “Royal Petrol” – и начало проверки деятельности бензиновых королей. Многие казахстанцы поверили в желание властей навести на рынке ГСМ порядок. В конце прошлой недели агентство даже распространило официальное сообщение, в котором говорилось, что за нарушения антимонопольного законодательства на рынке ГСМ привлечены к административной ответственности (штрафу) ТОО “Гелиос” и ТОО “Торговый дом “ПетроКазахстан”. “В настоящее время проводятся судебные процессы и уголовно-процессуальные мероприятия”, – говорилось в официальном сообщении АЗК.

Но начало недели мало обрадовало казахстанских водителей. Агентство по регулированию естественных монополий разрешило поднять оптовые цены на бензин на 12 процентов. Уже в понедельник вечером самая популярная марка бензина АИ-93 на АЗС стоила 86–88 тенге.

– В целях снижения дефицита на рынке высокооктановых нефтепродуктов АРЕМ приняло решение о повышении цен на высокооктановый бензин субъектов-доминантов на

12 процентов, – заявил в понедельник начальник управления мониторинга и анализа топливно-энергетического комплекса Агентства по защите конкуренции Еркегали АЛИМКУЛОВ, пояснив, что данная мера направлена на устранение дефицита на внутреннем рынке.

По замыслу чиновников, теперь на рынок должен хлынуть российский бензин, стоимость которого отличалась от казахстанского на 30–40 процентов, и тогда с бензиновым кризисом будет покончено. Еркегали Алимкулов даже пообещал депутатам, что повышение цен носит временный характер и когда ситуация стабилизируется, то госорганы будут рассматривать вопрос о снижении цен на нефтепродукты. Только верится в это с трудом. Ведь чиновники уже в открытую признаются, что казахстанские НПЗ технологически устарели и не в состоянии вырабатывать необходимое количество высокооктанового бензина.

Анна ПАВЛОВА

[X]