Британский ученый оспаривает одомашнивание лошадей в Казахстане: чем ответил казахстанский археолог Фото - Ботай. Фото из архивов Виктора ЗАЙБЕРТА

На святое покусились заокеанские ученые: группа археологов поставила под сомнение то, что лошадь впервые была одомашнена в Казахстане.

Где первыми закусили удила?

В прошлом году исполнилось 40 лет с тех пор, как на территории современной Северо-Казахстанской области была найдена Ботайская цивилизация. Эта находка стала настоящей сенсацией. До сих пор ее исследуют целые делегации ученых со всех уголков планеты – пытаются воспроизвести технологию строительства жилищ, построенных без единого гвоздя, но с использованием костей лошади, глины и дерева. Что примечательно, исследования показывают, что в поселении Ботай не было пожаров. Также ботайцы, жившие в IV–III тысячелетии до нашей эры, как свидетельствуют находки, проводили трепанацию черепа, плавили медь, делали керамические и ювелирные изделия.

Но одно из самых важных достижений, приписываемых учеными ботайцам, было одомашнивание лошади. Поэтому Ботай сейчас многие называют не иначе, как “истоком степной цивилизации”. Ведь вплоть до XIX века нашей эры именно лошадь была основным средством передвижения во всем мире, а тогда, на заре цивилизации, и вовсе стала фактором многовекового господства степной цивилизации над иными.

Однако в начале апреля в “Scientific Reports” была опубликована статья зарубежных ученых, которые ставят под сомнение утверждение, что лошадь была одомашнена на территории современного Казахстана.

Главный автор сенсационной теории – британский археолог Тимоти ТЕЙЛОР. Лет 30 назад, когда в Казахстане началось изучение Ботайской культуры, Тимоти Тейлор часто выступал по телевидению и выдвигал смелые и неординарные идеи о том, как доисторические люди занимались сексом, или о том, как в древних обществах развивались вампиризм и каннибализм.

Сейчас же, проанализировав снимки зубов лошадей, найденных в ботайском поселении, Тимоти Тейлор предположил, что ботайцы, вопреки общепринятому мнению, доисторическую лошадь не оседлали.

Всё дело в характерных повреждениях зубов: считалось, что это – следы примитивной упряжи. Однако, как уверяет Тейлор, такие же повреждения фиксируются и на останках диких лошадей того же периода, найденных в Северной Америке. Проще говоря, был, видимо, в то время какой-то особенный вид доисторического лошадиного бруксизма, который стирал зубы животных определенным образом. Ботай – история через тысячелетия

Также, как отмечает Тимоти Тейлор, генетическая экспертиза доказывает, что ботайские лошади были ближе к диким лошадям Пржевальского, чем к современному домашнему виду.

Поэтому историк предлагает пересмотреть существующую модель одомашнивания и за исходную точку брать не V тысячелетие до нашей эры и Ботай, а III тысячелетие до нашей эры и раскопки Синташты под Челябинском, ведь там белки конского молока были найдены в человеческих зубах, а не только на посуде. Также Тимоти Тейлор предполагает, что можно поискать следы первой домашней лошади на Ближнем Востоке, где в III тысячелетии до нашей эры в качестве транспортной силы использовались ослы.

Тайны Ботая

Обсудить гипотезу британского ученого мы решили с первооткрывателем поселения Ботай, директором НИИ “Археология и степные цивилизации” КазНУ им. Аль-Фараби, доктором исторических наук, профессором археологии Виктором ЗАЙБЕРТОМ.

– История – это наука, поэтому я поддерживаю любую дискуссию. Пусть мнений будет как можно больше, а уж кто прав, должны решать факты, – сдержанно заметил Виктор Федорович.

Виктор Зайберт с молодыми коллегами

При этом, как отмечает казахстанский ученый, вывод о том, что именно в Ботае была впервые одомашнена лошадь, делался не только на основании анализа строения челюсти найденных при раскопках лошадей. По всей территории поселения когда-то функционировали загоны, и почва в них больше насыщена фосфором, чем почва жилищ. Это, как предполагают ученые, может быть следствием того, что в загонах когда-то был конский навоз – то есть ботайцы лошадей не просто ловили ради мяса, но и как минимум сохраняли их про запас живьем.

На образцах керамической посуды есть следы кумыса – свидетельство не только того, что кобылиц доили, но того, что полученное молоко перерабатывали.

А по всему поселению были найдены многочисленные застежки пут для лошадей из кости и дерева, скальпели для кастрации жеребцов в виде трубчатых проколок из птичьих костей, костяные и волосяные удила, недоуздки из ремней, укрюк – орудие табунщика для ловли лошадей, колесный транспорт и многое другое. Таким образом, очевидно, что лошадь для Ботайской цивилизации однозначно была больше, чем объектом охоты.

– Работа по изучению Ботайской цивилизации проделана большая, но в то же время можно сказать и о том, что она в самом начале. Уже найдены сотни тысяч костей, исследованы из них – несколько сотен. И делать какие-то фундаментальные выводы на основе такой маленькой выборки просто непрофессионально, – говорит Виктор Зайберт.

Сейчас Ботай изучают ученые не только Казахстана, но и всего мира. В их арсенале – набор самых передовых методов генетического анализа, нанотехнологии и многое другое. Так что стоит думать, что новые исследования станут поводом как для новых сенсационных гипотез, так и для новых серьезных открытий о жизни наших протопредков.

НУР-СУЛТАН