Опубликовано: 1600

Британия против одноразовой любви

Британия против одноразовой любви

Правительство Великобритании в следующем году введет запрет на продажу ватных палочек и других одноразовых изделий из пластика.

Об этом заявила премьер-министр страны Тереза Мэй в апреле. Одноразовые товары объявлены врагом № 1 и национальным бедствием.

Министр окружающей среды Майкл Гоув в свою очередь сообщил, что подданные королевы ежегодно выбрасывают в Мировой океан 8,5 миллиарда пластиковых трубочек, “смывая их в канализацию, загрязняя реки и океаны. Многие животные, включая китов, черепах, птиц, не могут отличить пластик от еды и проглатывают его”.

Кроме того, под запрет могут попасть одноразовая посуда, столовые приборы, трубочки-соломинки для напитков, пластиковые крепления для воздушных шариков, пластиковая упаковка для еды на вынос и даже микрочастицы в гелях для душа и скрабах для лица.

Всего, по оценкам экспертов, в Мировой океан сброшено около 150 миллионов тонн пластиковых отходов. Это приводит к гибели порядка 100 тысяч морских млекопитающих. Правда, не указано, за какой период.

Упор на ватные палочки сделан потому, что они состоят из двух элементов – ваты и палочки. И легко проходят сквозь очистные барьеры. Оттуда они попадают в море. Со временем отходы разрушаются, распадаются на мелкие фрагменты.

Исследование Плимутского университета показало, что частицы пластика были обнаружены в трети всей рыбы, выловленной в Великобритании, включая треску, пикшу, скумбрию и моллюсков. А с рыбой пластик поступает на стол человеку. Приятного аппетита!

Чтобы избавиться от мусора, Лондон предложил свой план, рассчитанный на 25 лет.

Кроме прямого запрета одноразового пластика мадам Мэй предложила направить 61 миллион фунтов стерлингов на развитие новых технологий.

Часть Британии – Шотландия – уже пошла дальше. В начале года Эдинбург заявил, что полностью запретит ватные палочки. Но разрешил компаниям продавать их биоразлагаемые версии.

По факту Британия – первая из развитых стран Запада – признала, что стала жертвой системы потребительской экономики. Саму идею предложил в 1950-х годах американский экономист русского происхождения Виктор Лебов: “Наша чрезвычайно продуктивная экономика… требует, чтобы мы сделали потребление образом жизни, чтобы мы превратили покупку и использование товаров в ритуалы, чтобы мы искали удовлетворение эго в потреблении. Нам надо потреблять вещи, сжигать, замещать и отказываться от них с всевозрастающей скоростью”. Тогда он назвал свою идею концепцией нарастающего потребления. Как влияние России вернет в Казахстане сумки-авоськи вместо пакетов

Светоч потребления – США. По данным международных организаций, Штаты используют 30 процентов мировых ресурсов. Значит, и создают 30 процентов всех отходов на планете. При этом в стране живет лишь 5 процентов мирового населения.

Если довести идею Виктора Лебова до абсурда и предложить всем странам потреблять столько же товаров, как и американцы, то ресурсов планеты не хватит для всех. Более того, землянам понадобится еще 3–4 планеты типа нашей, чтобы добыть полезные ископаемые и произвести нужный объем товаров.

99 процентов товаров, проданных в США, выкидывают в мусор через полгода использования.

Почти такая же ситуация сложилась и в других развитых странах Европы и Азии. И примерно в том же направлении двигается и Казахстан. Причина проста: мы развиваем потребительскую экономику.

Самый быстро стареющий, а значит, выгодный товар – копеечные одноразовые изделия. Это бутылки для воды, подгузники, пакеты, посуда, женские прокладки, канцелярские скрепки. Эти использованные товары предсказуемо стали самой большой долей уже в мусоре.

Фонд Marine Conservation Society собрал около 718 единиц мусора с каждых ста метров на побережье во время акции “Великая британская уборка пляжей”. По сравнению с прошлым годом количество отходов выросло на 10 процентов. Треть всех предметов оказались пластиковыми: посуда, крышки от бутылок, салфетки, упаковка, обрывки веревок.

Сегодня концепция реализована в полной мере. Вся жизнь современного человека организована так, что крутится вокруг потребления. Мы не едим еду, не покупаем машины, не строим дом, не отдыхаем и не познаем мир. Мы потребляем продовольствие, товары и услуги.

В обществе усиленно культивируется мысль о том, что главное в жизни – это достичь высокого потребительского статуса, чтобы человек мог позволить себе купить как можно больше вещей. И мы покупаем, покупаем и покупаем…

Яркий пример этой теории в деле – мода. Здравый смысл говорит, что человеку нужна одна куртка или пальто на 5–8 лет. Мода так не считает. Дизайнеры выпускают новые модели каждый год, поэтому не обновить гардероб – моветон. Мода диктует нам, что покупать и когда. И многие ей слепо следуют. Точно так же происходит с автомобилями, телевизорами, компьютерами и телефонами. Операция “Утилизация”. Как в Казахстане решить проблему отходов

При этом потребители берут кредиты в банках, чтобы обновить вещь, которая еще работает…

По данным Программы ООН по окружающей среде, Казахстану мусор пока не угрожает. Более того, у нас всех хорошо. Уровень загрязнения отходами очень низкий. Особенно по сравнению с соседним Китаем, Турцией и Индией. Но это не означает, что мы такие хорошие. Здесь, скорее, срабатывает обратный эффект – у нас мало населения, и в массе своей мы не такие богатые, чтобы быстро обновлять свои запасы. Тем не менее потребительская экономика стала идолом. Наслаждайтесь девственной природой, пока не поздно.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи