Опубликовано: 1500

Бояться кризиса!

Паника, вызванная разговорами о предстоящем банковском кризисе, может разрушить экономику быстрее самого кризиса.

Рядовые граждане, наслушавшись панических советов сомнительных аналитиков, теперь гадают, стоит ли им уже скупать соль, спички и консервы?

Насколько обоснованны подобные страхи? О возможных угрозах глобальной финансовой системе мы попросили рассказать главного научного сотрудника Института экономики РАН, доктора экономических наук Бориса Ароновича Хейфеца.

– Борис Аронович, сегодня так много разговоров о предстоящем экономическом кризисе, который спровоцировал большой процент невозвращенных кредитов по ипотеке в США. Насколько обоснованны опасения?

– На самом деле кризисы – явление цикличное и где­то даже полезное. То, что сейчас произошло, в какой­то мере закономерно – это глобальная тенденция мирового развития. Затем начинаются меры по устранению кризиса, и таким образом осуществляется поступательное развитие мировой экономики.

Вопрос в том, насколько этот кризис будет глубоким и сколько стран он затронет. Все помнят кризис 97–98 годов, который коснулся и России. Начался он с азиатских стран – Индонезии, Таиланда, Кореи, и в результате затронул до 40 процентов мировой экономики. Как результат – дефолты, которые вылились в девальвацию национальной валюты. А нынешний кризис затрагивает экономику США, страны, которая дает четверть мирового ВВП…

– Все официальные институты, по крайней мере в Казахстане, заверяют, что кризиса нет – это все лишь “коррекция рынка”. Пытаются успокоить население?

– Мировые рынки сегодня больше подвержены каким­то паническим настроениям, потому что в памяти живы воспоминания о дефолтах 98 года. Кризисы и спады в основном происходят под влиянием спекулятивного капитала, значительно усилился разрыв между реальной экономикой и денежной экономикой. Рост ценных бумаг значительно опережает рост реального производства. Поэтому в таких условиях велика роль панических настроений – даже если реальная угроза для конкретных инвестиций не такая большая, тем не менее страны­инвесторы стремятся перестраховываться.

Опасения, что ситуация ухудшится, заставляют инвесторов выводить капиталы из одних активов и вкладывать в другие – например, в золото, тот же доллар США. В связи с этим мы можем наблюдать видимый рост золота или некоторое укрепление доллара, который падал на протяжении последних лет. С другой стороны, я бы не стал хоронить американскую экономику. Америка ведет достаточно разумную политику.

– И все же давайте внесем ясность: когда нужно начинать волноваться?

– Буквально на днях зампред Центробанка России Геннадий Меликян высказал озабоченность о развитии банковской системы, прежде всего его волнует величина внешнего долга российских банков. Для Казахстана это тоже актуально, у вас в последние годы наблюдается большой внешний заем и банковский рост. Займы за границей оправданны, они обходились дешево, но тем не менее это вылилось в дополнительную угрозу для экономики. Если банки не справятся со своими обязательствами – государство должно будет прийти на помощь. Так что определенные риски есть. Но в отношении потенциального кризиса я оптимист.

Ничего катастрофического произойти не должно – сейчас усилилось взаимодействие разных стран по предупреждению кризиса. И “семерка” в ближайшее время должна как­то отреагировать, и Валютный фонд подключился.

Что касается стран СНГ, в частности Казахстана, то их экономика поддерживается высокими ценами на топливо и сырье – нефть, газ, зерно. Я считаю, что гражданам этих стран волноваться не надо. Если речь, конечно, не идет о долларовых миллионерах!

Зарина АХМАТОВА

Caravan.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи