Опубликовано: 2240

Борьба за экологию в Усть-Каменогорске: Много шума и... ничего

Борьба за экологию в Усть-Каменогорске: Много шума и... ничего

В Усть-Каменогорске экологи рейдами и штрафами в автопарках пробуют бороться с загрязнением атмосферы. Сами предприятия-перевозчики убеждены: такие меры – все равно что тушение пожара из игрушечного ведерка: суеты много, а толку мало.

В октябре экологи вместе с административной полицией Усть-Каменогорска проверили один из автопарков. Выяснилось, что две трети автобусов работают с нарушением норм вредных выбросов, некоторые – с превышением на 40–50 процентов. Все данные опубликованы на сайте областного центра экологической безопасности (ЦЭБ) и подкреплены обещанием директора департамента экологии Дмитрия КАВРИГИНА продолжить рейды:

– Когда мы активизируем проверки, автобусов с “дымностью” становится меньше.

По нарастающей

Проблема автомобильных выхлопов растет в Усть-Каменогорске как снежный ком. Количество машин приблизилось к 100 тысячам. Для города с относительно небольшой площадью и населением 320 тысяч такая нагрузка – на грани стресса. По данным ЦЭБа, выбросы от авто практически достигли уровня выбросов промпредприятий – от 20 до 40 тысяч тонн в год. Причем, как говорят специалисты, с учетом фальсификации топлива эта цифра может быть еще больше.

– Почти половина всех выбросов – от автомобилей, – отмечает председатель областного совета общественности Владимир ЛОПАТКИН. – Они содержат бензопирен – вещество первого класса опасности.

По нарастающей в атмосфере города меняется содержание фенола и формальдегида – двух других неразлучных “друзей” автомобильных выхлопов. В 2010 году на них пришлась треть общего объема загрязняющих компонентов, сейчас – почти 40 процентов. На сайте ЦЭБа эти вещества отмечены как обладающие большим эффектом суммации и вызывающие поражение дыхательных путей, злокачественные образования, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение вегетативной системы.

Планов громадье

Два года назад при первом замакиме Восточного Казахстана состоялся некий координационный совет (похоже, единственный), где был принят протокол из 17 параграфов. На трех листах расписали десятки мер по снижению автомобильных выбросов, в том числе предложения инициировать в правительстве порядок проверок качества ГСМ, обеспечить видеорегистрацию дымящих автобусов, реконструировать улицы, расширить сеть трамвайных путей, перевести коммунальный и общественный автотранспорт на газ, озеленить на научной основе город… Какой эффект дало это “планов громадье”? Из видимых – только освоенную чиновниками практику штрафных санкций. По многим моментам ситуация только усугубилась. В августе “КАРАВАН” рассказал об автомобильных пробках из-за незавершенного строительства моста через Ульбу (“Ждали мост, а получили фестиваль”, № 34 от 29 августа 2014 года). Несколько жилых домов теперь круглые сутки задыхаются от смога. В начале сентября мы сообщили о столпотворении авто возле двух элитных школ в левобережном районе (“Страшно не по-детски”, № 35 от 5 сентября 2014 года). В часы пик узенький проулок с символическим тротуаром превращается в опасный автодром. В прошлом году мы рассказали о действиях налоговиков, поставивших усть-каменогорский трамвайный парк на грань банкротства (“Вагон в законе”, № 21 от 24 мая 2013 года). И подобных примеров масса!

Почему город не увидел реальных сдвигов от всевозможных заседаний на тему экологии? Предложения “не те”? Или исполнители? Недавно “КАРАВАН” поведал про ноу-хау министра энергетики Владимира ШКОЛЬНИКА бороться с некачественным топливом путем общественного контроля (“Бензиновый “концерт”, № 41 от 17 октября 2014 года). Выходит, в ведомстве не знают, что есть конкретная техническая процедура проверки топлива на соответствие стандарту? Не слышали о просьбе регионов, в частности Восточного Казахстана, утвердить правила таких проверок на всех этапах – от НПЗ до автозаправки? Или не хотят слышать?

Властная беспомощность

– Когда штрафуют автопарки за дымящие автобусы, это дает только один эффект – пополняется бюджет, – высказал мнение председатель союза автоперевозчиков Восточного Казахстана Николай МАСИЧ. – От перевозчиков требуют перехода на топливо высокого стандарта, но есть ли оно на заправках? Парк автобусов составляет всего 1–2 процента, больше 90 процентов автомобильных выхлопов дает личный транспорт. Одними штрафами проблему не решить. Нужно нормальное топливо.

По информации предприятий-перевозчиков, в последний раз обновление подвижного состава прошло семь лет назад. В этом году планировали приобрести новые автобусы за счет повышения тарифа. Но пока в акимате длилось согласование, рост цены на солярку съел заложенные инвестиции. Согласитесь, странная ситуация: в экологических службах области о проблеме знают, признают ее вопиющей, но… реальные действия власти только усугубляют ее.

Усть-Каменогорск

[X]