Опубликовано: 1800

Болевые точки

Летаем на честном слове

Из 726 самолетов и вертолетов воздушного парка Казахстана уже признаны опасными 114. Но это далеко еще не весь выявленный воздушный утиль, утверждают специалисты! По их мнению, в нашей стране не более 400 самолетов, не вызывающих опасений.

В список запрещенных к полетам попали самолеты авиакомпаний “Скат”, “Авиа жайнар” (Костанай), “Тулпар авиа сервис” (Караганда), “Жетысу” (Талдыкорган), “Семей” (Семей), “Кокшетау” (Кокшетау), “Жезказган авиа” (Жезказган) и других.

В списках авиационных происшествий Казахстана и государств СНГ самолеты, выпущенные в 60–80-х годах прошлого столетия, мелькают гораздо чаще своих западных собратьев.

Очередное происшествие произошло вечером 6 мая. В аэропорту Жезказгана сошел со взлетно-посадочной полосы легкомоторный самолет Як-12, принадлежащий частной авиакомпании “Перан”. По данным пресс-службы Министерства чрезвычайных ситуаций, при посадке произошла серия поломок: вначале – правой стойки шасси, что повлекло за собой поломку двух лопастей винта. После этого самолет выбросило на грунт. К счастью, никто из четырех человек, находящихся на борту, не пострадал. Что случилось с самолетом, выясняют эксперты. В представительстве авиакомпании нам так и не удалось узнать возраст машины. А может быть, дело именно в этом?

Утиль – налево, развалюхи – направо

Морально и физически устаревшие самолеты перевозили грузы и пассажиров внутри страны. Они были выпущены в 60–70-х годах прошлого столетия и выполняли рейсы малой протяженности из областных и районных центров. Это самолеты типа Як-40, Ан-24, Ан-12, Ан-26, Ан-28, Л-410, Ту-134. Теперь многие из них признаны негодными к полетам. Пересмотрев в очередной раз список зарегистрированных в республике воздушных судов, а это 36 типов, комитет гражданской авиации вычеркнул из него 114 самолетов. Иными словами, их хозяевам не дали разрешения на полет. Но, по прогнозам авиаторов, из 726 самолетов останется в итоге не больше 400.

– Запрещены полеты самолетов, сделанных более 25–30 лет назад, а также лайнеров, выработавших положенный ресурс, – говорит председатель комиссии, начальник госавианадзора комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Амантай Жолдыбаев.

Из 37 пассажирских самолетов Ан-24 запрещены полеты 14 машин. Самолеты этого типа в небе с середины 60-х годов. В 90-х

годах казахстанский авиапарк пополнялся далеко не новыми самолетами Ан-24, завозимыми из Украины, Молдовы, Кыргызстана. Причем отдельные машины покупались по бросовым ценам, так как у себя на родине были признаны… металлоломом. Как рассказали нам опытные пилоты, отдельные самолеты настолько изношены, что в полете у них вполне может отвалиться какая-нибудь деталь или возникнуть проблемы двигателями.

Из 44 пассажирских Як-40 признаны непригодными к полетам 15 самолетов. Эти самолеты в серийном производстве были с 1967 по 1981 год. Неудивительно, что “яки” списываются в большом количестве.

Из 8 самолетов Л-410 чешского производства члены комиссии запретили выпускать в рейсы пять. Из 12 Ту-134 опасными для полетов оказались пять самолетов. Специалисты предполагают, что после пересмотра списка примерно вдвое сократится количество самолетов Ан-2, используемых для опыления полей. Сегодня их более 400.

Как машине приказали служить… полвека

Напрашивается вопрос: почему же год, два, три назад эти самолеты благополучно бороздили воздушное пространство страны?

Как рассказали авиаторы, срок эксплуатации воздушного судна (по возрасту самолетов, количеству посадок и налету часов) во всем мире устанавливает завод-изготовитель. Казахстанские авиакомпании имеют право сотрудничать с заводами и конструкторскими бюро напрямую. Если завод дает “добро” на дальнейшую работу своего технического детища, то по утвержденным в нашей стране законам, а именно: “Правилам полетов в Казахстане” и Закону “О государственном регулировании гражданской авиации” – авиационные власти не могут препятствовать работе авиакомпании, которая эксплуатирует данный самолет. Ведь на руках у нее – заключение конструкторов самолета, что машина может летать!

Авиаторы помнят, как в советские годы в Алматы были запрещены полеты довольно “молодых” Ил-62, поскольку они выработали ресурс по посадкам. Тогда на продлении срока эксплуатации не настаивали, самолеты-то принадлежали государству! А просто взяли и поставили самолеты на прикол. Сегодня местные авиакомпании работают по-другому.

– После развала Союза конструкторские бюро авиационных заводов России и Украины стали продлевать ресурс своих самолетов всем желающим авиакомпаниям на коммерческой основе, – продолжает Амантай Жолдыбаев. – Авиаторам нужно было выжить, поэтому “жизнь” самолетов тянули, словно резину. Так, первоначальный срок эксплуатации самолета Ан-24 по документам составлял 35 лет. В 2005 году некоторые казахстанские авиакомпании продлили его до 40 лет, затем – до 45.

Более того, одна из компаний продлила на заводе-изготовителе ресурс самолета Ан-24 до 50 (!) лет. Другая компания – ресурс грузового самолета Ан-12 с 35 лет до 45.

А как быть, если на заводе продлят срок эксплуатации самолета на сто лет? По словам Амантая Жолдыбаева, авиационные власти страны по рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) вправе ужесточить внутренние требования к состоянию воздушных судов. Последние три года эти требования пересматривались несколько раз. Поэтому самолеты Ан-24, Ан-12, которым продлили срок до 45 и 50 лет, так и не поднялись в воздух.

Как нам сообщили в комитете, впредь при рассмотрении документации на самолет не признается коммерческое продление сроков эксплуатации самолетов.

Хочется верить, что место списанных самолетов займут новые безопасные машины, а не аппараты с формальными паспортами…Елена КОЭМЕЦ

Стальное дело

На скамье подсудимых городского суда Темиртау – следователь по особо важным делам следственного управления МВД РК. Майор полиции обвиняется в вымогательстве и получении взятки в 35 тысяч долларов.

В городском суде Темиртау началось слушание дела по обвинению Ержана Турумбаева – следователя по особо важным делам МВД РК. Столичный следователь возглавлял группу по расследованию фактов хищения продукции с Карметкомбината. Работа группы сопровождалась громкими разоблачениями. Именно Турумбаев обвинил высоких полицейских чинов области в пособничестве “черным металлистам” и крышевании преступных группировок. Обвинения были вынесены начальнику УБОП ДВД Карагандинской области и города Темиртау. Однако до суда Турумбаеву эти дела довести не удалось, так как вскоре он сам был арестован сотрудниками КНБ.

Как следует из обвинения, Ержан Турумбаев, действуя совместно с подчиненным ему следователем УВД Темиртау, вымогал взятку у лиц, проходящих по уголовному делу. За 50 тысяч долларов следователь обещал не привлекать их по делу. 29 августа 2007 года была получена часть оговоренной суммы – 15 тысяч долларов. 20 сентября передана оставшаяся сумма – 35 тысяч долларов. При получении денег полицейские были задержаны.

Турумбаев – не первый столичный следователь, погоревший на карагандинских делах. В прошлом году следователь МВД РК Марат Садыков, возглавлявший следственно-оперативную группу по расследованию уголовного дела по обвинению Николая Усатова, был обвинен в вымогательстве взятки в 300 тысяч долларов. Сыновья ныне уже покойного карагандинского бизнесмена заявили, что следователь вымогает у них взятку 300 тысяч долларов и обещает избавить отца от уголовного преследования.

Суд Астаны признал Садыкова виновным. Вместе со следователем на скамье подсудимых оказались сотрудник канцелярии Премьер-министра и еще двое подельников. Суд признал виновными всех и приговорил к лишению свободы от 8 до 10 лет. Обвиняемые вины не признали и продолжают обжаловать приговор.Татьяна ТЕН, Караганда

Разрулили по-военному

В Алматы на пересечении проспекта Сейфуллина и улицы Богенбай батыра столкнулись сразу три автомобиля. В этой аварии не было бы ничего необычного, если бы очевидцы и участники происшествия в один голос не утверждали: аварию спровоцировали военные!

– Я ехала по проспекту Сейфуллина в северном направлении и остановилась на красный сигнал светофора перед улицей Богенбай батыра, – рассказывает участница ДТП, водитель автомобиля “Фольксваген Гольф”. – В этот момент мою машину справа и слева стали объезжать джипы и грузовики, в которых находились военнослужащие. На их автомобилях мигали синие маячки, я поняла, что идет военная автоколонна. Тут из окна джипа высунулся военный и приказал водителям машин, стоящих перед светофором, начинать движение и не загораживать путь автоколонне. Потом он взглянул на меня и закричал: “Что стоишь? Поехали!”. Я выехала на перекресток, где в мою машину врезался “Ниссан”, следовавший на зеленый сигнал светофора. В итоге мою машину отбросило на “Тойоту”, и я получила сотрясение мозга. Пострадал и водитель “Ниссана”.

Увидев, к каким последствиям привело его вмешательство, военный, пытавшийся регулировать движение, выключил свой мегафон, и автоколонна поспешно скрылась в северном направлении. В настоящее время материалы ДТП находятся в отделе дорожной полиции Алмалинского РУВД.Олег ГУБАЙДУЛИН

Зашевелились!

Угроза лесных пожаров в Северном Казахстане привела к неординарным мерам. На сегодня от лесных пожаров в области уже пострадало около ста гектаров полей и лесов.

Пик пожароопасной ситуации ожидается в грядущем июне. Синоптики обещают жаркую и сухую погоду. Несмотря на то что основной причиной лесных пожаров в области считается бесконтрольный отжиг травы на сельхозугодьях, народные гулянья на природе тоже зачастую заканчиваются огненным заревом над лесами. Инициатором запретить их, по крайней мере в опасном июне, выступил аким области Серик Билялов.Инна ЛОПАТКО, Петропавловск

Почему затрясло запад?

Сейсмологи признают, что они никак не ожидали столь сильного землетрясения, которое произошло 26 апреля в Западном Казахстане.

Напомним, 26 апреля в семь часов вечера в двух поселках Теректинского района Западно-Казахстанской области – Рыбцех и Шалкар – были зафиксированы подземные толчки силой семь баллов по 12-балльной сейсмической шкале. Большая часть саманных домов поселков была разрушена. К счастью, сельчане, которые были дома, сразу отреагировали на подземные толчки и успели выбежать на улицу.

Эпицентр землетрясения находился в районе озера Шалкар в Теректинском районе, где интенсивность подземных толчков также составила семь баллов. Сейсмологи признают: такого сильного землетрясения в этом регионе они не ожидали! Если более тысячи лет назад в этом регионе происходили бурные сейсмопроцессы, то последние 150 лет здесь все было спокойно.

– Мы выяснили: это землетрясение спровоцировано интенсивной добычей углеводородного сырья на Карачаганакском газоконденсатном месторождении, которое удалено от эпицентра на расстояние примерно 70 км, – рассказывает директор Института сейсмологии доктор технических наук Танаткан Абаканов. – В зоне эпицентра пересекаются тектонические разломы – оренбургский, сыртовский, и кольцевые разломы. Постоянная добыча нефти и газа спровоцировала движение тектонических разломов, что привело к проявлению сильного землетрясения.

В 2001–2005 годах в регионе проводилось наблюдение за сейсмической активностью Земли. Тогда были зафиксированы десятки слабых землетрясений. В 2006–2007 годах работы велись с перерывами. А в этом году они не проводятся вообще. В результате дорогостоящая аппаратура вышла из строя.

По мнению специалистов, необходимо провести сейсмологические наблюдения на месторождениях Западного Казахстана. А также пересмотреть карты детального сейсмического районирования Актюбинской, Мангистауской и Атырауской областей, создать карту детального сейсмического районирования всего Западного Казахстана.Елена КОЭМЕЦ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи