Опубликовано: 990

Бог в помощь: как государство субсидирует добро в США и почему это не работает у нас

Бог в помощь: как государство субсидирует добро в США и почему это не работает у нас

Как начинается учебный год в обычной американской школе? Учителя собирают детей и просят их принести и сдать одежду и обувь. Это не сменка, к которой привыкли у нас. Это старые вещи, из которых школьники уже выросли, но которые еще могут послужить другим детям из малообеспеченных семей. Ненужные одежду и обувь можно сдать в пункты приема армии спасения.

Это особенно важно для американских школ, где развита система басинга – доставки детей из неблагополучных районов в обеспеченные, где школы новее, лучше оборудованы, учителя получают большую зарплату. Иначе ребенок из бедной семьи будет ярко выделяться на фоне своих сверстников.

На Западе считают, что общество, вовлеченное в благотворительность, – здоровое общество. Для решения большинства социальных проблем нужно желание перемен и ответственность каждого.

Считается, что организации в Америке предпочитают 10 процентов своего дохода передавать на благотворительность.

Это считается расходами компании. Тем не менее крупнейшие сборы денег дает не бизнес, а граждане. В 2015 году, по данным организации Giving USA, американцы пожертвовали на благотворительность 373 миллиарда долларов – больше одного миллиарда в день. Две трети этих денег были частными, 16 процентов собрали общест­венные фонды, и лишь 5 процентов перечислили корпорации.

Государство поощряет благотворительность. Закон позволяет при заполнении налоговой декларации вычесть суммы, выделенные на помощь. Сумма не может быть более половины от общего дохода. Для юридических лиц – до 10 процентов налогооблагаемой базы.

В доказательство налоговые органы принимают копии чеков и талоны, которые человеку дадут в той же армии спасения, куда он приносит свои вещи. В бланк запишут, что он сдал и сколько это примерно стоит. Вот и получается, что общая традиция вспомоществования регулируется на государственном уровне, стала системной.

Предлагая налоговые вычеты, государство показывает важность благотворительности для общества. И что оно не может закрыть все потребности нуждающихся. Этим должны заниматься некоммерческие и неправительственные организации.

Согласно исследованию Observatoire Fondation de France, в 2014 году размер пожертвований в 10 крупнейших странах Европы составил 24 миллиарда евро. Почти половина этой суммы приходится на Великобританию. Следующая в списке – Германия (4 миллиарда).

В Европе принцип взаимопомощи другой. В балтийских северных странах в работе НКО больше участвует государство. В Южной Европе сильна роль церкви.

Поэтому на благотворительность напрямую влияют местные органы власти либо харизматичные католические лидеры. Так как у церкви таких сильных медийных персон меньше, чем у крупного бизнеса в Германии или Швеции, то и обороты НКО на юге в разы меньше. Корпоративные фонды могут давать гранты в любых странах и на любые виды деятельности, но чаще всего они финансируют сферы, связанные с бизнесом компании. Тем не менее и здесь государство также “покупает” услуги жертвователей: налоговый вычет для жертвователей-юрлиц в Германии составляет до 0,4 процента дохода, и физлиц – до 20 процентов дохода.

Британский Фонд благотворительной помощи (CAF) регулярно мониторит этот рынок и издает Всемирный индекс благотворительности. Если ему верить, то на благотворительность влияет один фактор: религия. При большем количестве верующих уровень благотворительности в стране обычно выше. На уровень взаимопомощи мало влияет общий уровень доходов.

Яркий пример – Китай. Это вторая экономика мира.

Средний китаец зарабатывает на уровне жителя Восточной Европы. Но в рейтинге благотворительности страна стабильно занимает последние места.

Точно так же, как и Тайвань. Жители этой богатой страны склонны помогать меньше, чем жители Гаити или Замбии.

Казахстан в рейтинге благотворительности стабильно занимает места в нижней части. В 2018 году мы были на 96-м месте. В районе Аргентины и Лесото.

Почему? Во-первых, Казахстан не сильно религиозен. Во-вторых, для благотворительности нужны неправительственные некоммерческие организации, которых у нас очень мало. В-третьих, помогать у нас невыгодно.

20 лет назад был организован “Клуб меценатов Казахстана”. С 2000 по 2008 год он даже присуждал собственные премии за достижения в искусстве “Тарлан”. Но потом клуб распался. Причина простая: министерство финансов потребовало от получателей платить налоги. Под гребенку попали все, кто брал деньги: малообеспеченные, получатели премий, ученые, работающие по грантам, НПО, которым жертвовали деньги меценаты.

Инвалидам нельзя было дать даже коляску: сразу возникал вопрос, кто будет платить налог?

2020 год Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ объявил Годом волонтера. Как чувствовал, что неравнодушные люди ой как пригодятся всем нам в этом году! Уже после ввода режима ЧП министр национальной экономики издал приказ, по которому все, кто получает благотворительную помощь от некоммерческих организаций, освобождаются от уплаты налогов. Эта норма действует с 15 марта по 31 декабря 2020 года. Только ЧП заставило правительство признать, что НПО могут помочь людям.

А дальше как? Год заканчивается. Снова платите?

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи