Опубликовано: 1400

Без потопов и с платными парковками

Без потопов и с платными парковками Фото - Владимир БАХУРЕВИЧ

Астана больше не будет Венецией, въезд в столицу сделают платным, а неадекватных водителей общественного транспорта уничтожат как класс. Таковы посылы первых общественных слушаний в акимате главного города страны.

Основной темой слушаний стало развитие транспортной инфраструктуры Астаны. Как сообщил первый заместитель градоначальника Сергей ХОРОШУН, в настоящее время в столице зарегистрировано более 340 тысяч транспортных средств, то есть на 1 тысячу жителей приходится 340 автомобилей. Данный показатель ежегодно увеличивается на 10 процентов.

– Высокий рост автомобилизации отрицательно влияет на транспортную систему города, это проблема всех быстро развивающихся городов. В прошлом году мы привлекли международных консультантов Typsa, Systra, UITP и других, – сообщил Сергей Хорошун.

Иностранные консультанты, стоимость услуг которых на слушаниях не прозвучала, разъяснили столичным чиновникам: основными проблемами являются несовершенство нормативно-правовых актов, нерациональная маршрутная сеть, техническое несоответствие подвижного состава, низкая квалификация специалистов транспорта и отсутствие системы управления скоростным пассажирским транспортом.

– С учетом рекомендаций мы разработали комплекс мероприятий по развитию транспортной отрасли Астаны, включающий 20 проектов по развитию общественного транспорта, организации дорожного движения, строительству и реконструкции улично-дорожной сети, – проинформировал замакима.

После реализации проектов доля населения, использующего общественный транспорт, должна увеличиться с 33 до 45 процентов к 2020 году.

– Для сравнения: в Нью-Йорке общественным транспортом пользуются 54 процента, в Москве – 60 процентов населения. Также мы стремимся к увеличению пропускной способности улично-дорожной сети с 37 тысяч транспортных единиц в час до 43 тысяч, – сказал Сергей Хорошун.

Обрисованные чиновником перспективы, видимо, настолько вдохновили членов общественного совета, что ни один из них не задал вопрос о проблемах текущих, в том числе об очередном потопе после ливней в столице. Этот вопрос господину Хорошуну задали мы.

– Есть объективные причины, данные проблемы стоят не только перед Астаной – аномальные осадки выпали в Москве, Минске, где затоплено несколько станций метро. И есть причины, которые необходимо доработать, устранить. На сегодняшний день недостроена часть очистных сооружений как на правом, так и на левом берегу. До конца текущего года по левому берегу вопрос будет снят – будут достроены два очистных сооружения, что позволит более оперативно реагировать на аномальные осадки. В старой части города нет таких очистных сооружений, которые бы не выполняли свое функциональное назначение. Думаю, таких инцидентов, какие были в течение последнего месяца, в следующем году уже не будет, – заявил замакима.

Так что гондолы и вапоретто жителям столицы, видимо, не понадобятся.

 

 

А вот предусмотреть бюджет на парковочные расходы придется. Еще в мае на отдельных участках столичных улиц должны были появиться платные парковки. Однако сроки сдвинулись – как сообщил на слушаниях председатель правления ТОО “Астана LRT” Талгат АРДАН, старт пилотного проекта ожидается в конце августа.

– Акимат реализует проект управления парковочным пространством. С привлечением международных консультантов принято решение объединить компоненты: уличные парковки, домовые, привокзальные площади, паркинги коммунальных и частных организаций, штрафстоянки. Они будут управляться единым софтом (компьютерная программа. – Ред.). Предусматривается создание системы, которая будет взаимодействовать с системой управления транспортными потоками, это позволит мониторить заполняемость паркингов, информировать водителей и пешеходов о наличии зон и автоматически фиксировать нарушения ПДД, – сообщил Талгат Ардан.

По проекту предусмотрено две зоны – новый административный центр и старый центр с парковками на 9 тысяч машино-мест. Первая территория, на которой должны появиться платные парковки на 910 мест, – бульвар Нурлы жол, от улицы Орынбор до проспекта Кабанбай батыра. Оплатить парковку можно будет с помощью паркоматов и мобильного приложения.

“КАРАВАН” поинтересовался стоимостью проекта. Ранее СМИ сообщали о сумме порядка 10 миллиардов евро, которые готов вложить российский инвестор.

– Это вопрос обсуждаемый, дополнительно изучим и примем решение. Необходимо понимать, что альтернативы данному вопросу нет, потому что на сегодняшний день, условно говоря, определенными благами пользуется конкретная небольшая часть людей, притом безвозмездно. При этом много фактов, когда построенные паркинги стоят пустующие. Водителям легче бросить авто во дворе, в общественной зоне… Парковки на бульваре Нурлы жол не будут затрагивать внутридворовые парковки, если они входят в кондоминиум – претендовать никто не будет, – сказал нам Сергей Хорошун.

Во сколько будет обходиться парковочное место, вопрос пока открытый. Председатель комиссии по экономическим вопросам общественного совета Гульнар КУСАИНОВА уверена: при расчете стоимости необходимо руководствоваться не только мировым опытом, но и учитывать средние доходы жителя Астаны и сопоставимость стоимости услуг и средней зарплаты.

– Нам объяснили, что по методике расчета с учетом международной практики оплата составляет 150 тенге в час. Мы все-таки рекомендуем установить первоначальный стартовый размер тарифа, 50 тенге за час, с последующим поэтапным повышением, в зависимости от того, как это будет пониматься и приниматься общественностью, – считает Кусаинова.

Между тем в скором времени не только место под солнцем на столичных улицах будет платным – за въезд в город также придется раскошелиться. На такую меру власти толкает огромный поток авто: по данным главы “Астана LRT”, ежедневно в Астану въезжает порядка 75 тысяч транспортных средств со стороны Караганды, Павлодара, Кокшетау, Коргалжына. Основная нагрузка приходится на период с 7 до 10 утра.

– Уровень загруженности в утренние часы пик по Кабанбай батыра, Туран, Богенбай батыра и Тлендиева уже достиг порогового критического значения в 85 процентов. Эти улицы не имеют возможности дальнейшего развития. В связи с этим предлагается введение платного въезда только в определенный период. Условно говоря, с 7 до 10 утра въезд в город будет стоить, например, 200 тенге. Можно въехать до 7 утра или после 10 утра, – отметил Талгат Ардан.

При этом общественный транспорт будет въезжать в столицу без оплаты. Намерены в акимате создать и перехватывающие парковки, с которых шаттл-басы и пассажирский транспорт будут доставлять водителей до города.

– Будет и безостановочный проезд в город. Идет отвод земли, идет подготовка технического решения. Это не шлагбаумная система, гейтов (ворота. – Прим. авт.) не будет. Это будет принцип сквозного транзита, но в течение 24 часов водитель должен будет оплатить проезд, в случае неоплаты он подпадает под действие закона и будет оштрафован на 5 МРП, – сказал Ардан.

Ну а пока это все в проекте, жители столицы продолжают жаловаться на работу общественного транспорта. Пассажиров зажимают дверями автобусов, перевозят с риском для жизни на высокой скорости, не обилечивают, хамят. Как заверил руководитель управления пассажирского транспорта Едил СУЛЕЙМЕНОВ, в обозримом будущем эти вопросы снимутся с повестки дня – центр квалификации специалистов транспорта, служба транспортного контроля и другие подразделения над этим постоянно работают.

Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи