Опубликовано: 7000

Бардак в “посудной лавке”

Бардак в “посудной лавке”

Кухонную посуду, которой завалены рынки и магазины страны, никто не проверяет – признают чиновники. Казахстанцы очень рискуют заработать тяжелые болезни почек, печени, нервной системы, аллергию…

Бизнес на опасных подделках

Совсем недавно очередная “посудная бомба” взорвалась в России. Наборы кухонной посуды из стали, маркированной товарным знаком “Haus Muller Zepter”, превышают допустимое количество химических веществ: по марганцу – от 5,6 до 292,5 раза, никелю – от 1,7 до 2,1 раза, железу – от 5,4 до 287,5 раза!

Могла ли ядовитая посуда попасть на рынок Казахстана? Да, могла. Казахстанский рынок заполонили подделки европейских марок, сделанные в Китае. Их продают и на рынках, и по объявлениям, и в привлекательных на вид магазинах.

– К нам приходили люди, приносили посуду, купленную с рук, возмущались качеством, но к нашей марке она не имеет никакого отношения, – сразу заявил исполнительный директор ТОО “Zepter International” в Казахстане Сержан АЛЫБАЕВ.

Как мы выяснили, в основном проверяют свою продукцию на безопасность лишь крупные компании, специализирующиеся на поставках недешевой посуды. Ну а тем казахстанцам, которые не могут позволить себе набор кастрюль за 1000 евро или чайный сервиз за 1500 долларов, приходится довольствоваться посудой сомнительного качества.

Полная бесконтрольность?

По логике вся посуда – каждая чашка, каждая ложка, – продаваемая на казахстанском рынке, должна пройти экспертизу. Но ведь не проходит! Точно так же, как и должен быть поставлен заслон небезопасной посуде на таможне. Но ведь заслона, получается, нет?! А законы, принятые депутатами Парламента в поддержку предпринимателей, оборачиваются бедами для нас, потребителей?

Мы не застрахованы от покупки ядовитой посуды ни в магазине, ни на рынке. Хотя бы потому, что предприниматели не боятся обязательной проверки качества своего товара. Получается, ее нет, этой самой обязательной проверки! На практике обращение в органы сертификации носит добровольный характер. Захотел – отдал на сертификацию. Еще деньги при этом надо заплатить.

Выходит, народные депутаты, особо не утруждая себя, вернули советский лозунг “Совесть – лучший контролер”? Вот только интересно, действительно ли верили народные избранники, что предприниматели гурьбой побегут сертифицировать свой товар, прежде чем выбросить его на рынок? Или им было все равно – побегут они или не побегут? Сейчас и не вспомнить, чья наибольшая активность привела к тому, что мы сегодня наблюдаем полную бесконтрольность на рынке посуды. А вот расплачиваться за эти решения приходится простым казахстанцам.

Мина из меламина, или чайником – по почкам

В начале года на казахстанский рынок едва не попала большая партия фарфоровой китайской посуды с повышенным радиоактивным фоном. Понятно, это не единственный пример того, что ставка на добропорядочность коммерсантов оправдывается не всегда. Далеко не всегда.

Сотрудники ГУ “Казахская республиканская СЭС” вспомнили, что в продаже была посуда из алюминия с токсичными примесями. Ее происхождение так и осталось загадкой. Несколько лет подряд казахстанский рынок буквально душила дешевая посуда из меламина производства Ирана и Китая. При контакте с горячей пищей она выделяла опасные вещества – формальдегид, фенол, свинец! Тогда в Карагандинской области санитарные врачи изъяли из продажи меламиновые кружки. Специалисты были в шоке: формальдегид превышал норму в 190 раз! Подобные вещества в организме могут вызывать поражение верхних дыхательных путей, почек, печени, селезенки, заболевания нервной системы.

Куда смотрит таможня?

Посуду из меламина в огромных количествах по сей день заво­зят в Казахстан. Причем красочные рисунки легко стираются при соприкосновении с пищей. Яркие тарелки для бесбармака, плова – это мина замедленного действия для вашего организма!

– Непродовольственные рынки мы не проверяем в плановом порядке, как это было еще несколько лет назад: у нас нет специальных проверочных листов, – комментирует заместитель директора по санитарно-гигиеническим вопросам департамента Госсан­эпиднадзора г. Алматы Карлыгаш АБДИЖАББАРОВА. – Поправки в Закон “О частном предпринимательстве” от 3 августа 2009 года обязали госорганы разработать проверочные листы с перечнем вопросов, в соответствии с которыми проверяются любые объекты – кафе, парикмахерские, рынки и так далее. Эти листы разрабатывает Комитет госсанэпиднадзора. До посуды очередь еще не дошла. На проверки непродовольственных рынков мы выходим только по обращениям населения или при поступлении информации о возможном распространении опасного товара. Вся ввозимая посуда должна проверяться на безопасность при пересечении границы. Мы писали письма в Таможенный комитет по г. Алматы – предлагали разные варианты по проверке товаров, в том числе посуды. Нам не ответили…

На барахолке и в магазинах – один товар

На центральной барахолке Алматы – огромные посудные ряды. Большая часть сервизов, тарелок и пиал, как утверждают продавцы, завозится к нам из Китая, России, ОАЭ. Проверить это невозможно. Как правило, документы на товар покупателям не показывают: не хочешь – не покупай. Да и гарантии в том, что посуда, например, из Германии или Чехии – тоже никакой!

– Китайцы могут подделать на посуде марку любого производителя, стоит лишь попросить, даже на русском языке, – разоткровенничалась продавец одного из бутиков. – Думаю, китайцы не подделывают только самовары – не научились еще.

После барахолки мы заглянули в один из алматинских торговых центров и нашли здесь китайские сервизы “Мадонна”, которые видели на барахолке. Сразу вспомнился продавец, реализующий на барахолке посуду из Китая: “У нас часто закупают товар для супермаркетов. По сути, товар тот же, но дороже в несколько раз”.

Правда, если на барахолке сервизы стоили 2500 тенге, то в торговых центрах уже 6 тысяч. А блюда для торта – 5 тысяч тенге вместо 1500.

С депутата – как с гуся вода?

Если казахстанские законотворцы уповали на совестливых предпринимателей, то о чем думали и продолжают думать чиновники из Министерства индустрии и торговли и Министерства здравоохранения? Им же по должности положено здравоохранять! Неужели никто из медицинского начальства еще не понял, что бесконтрольность, царящая на нашем рынке, как раз неотвратимо и бьет по здоровью?

Или пойдя навстречу бизнесменам и внеся поправки в Закон “О частном предпринимательстве” о составлении проверочных листов, депутаты Парламента дали “зеленый коридор” опасному товару, допустили бесконтрольность со стороны проверяющих органов, создали бумажную волокиту с теми же проверочными листами. Или почему Комитет государственного санитарного надзора не выделил вопросники на проверку посуды в число приоритетных наряду с пищевыми продуктами?

Каким образом сомнительная посуда проходит таможенную очистку и декларирование?

Комментируя высказывания чиновников, юрист Светлана ШАМЫЧКОВА напоминает, что согласно Закону “О техническом регулировании” и постановлению правительства №367 от 20.04.2005, столовая и кухонная посуда, предметы домашнего обихода из пластмассы подлежат обязательной сертификации. Ответственным за это является Министерство индустрии и торговли, которое обязано обеспечивать взаимодействие всех госорганов в области технического регулирования. Залежи контрафактной продукции на рынках страны наглядно указывают на отсутствие такого взаимодействия между ведомствами и не исключают коррупционной составляющей в действиях должностных лиц.

Елена КОЭМЕЦ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи