Опубликовано: 2100

Байконур – "буранный" полустанок

Россия ищет альтернативы космодрому Байконур – и находит их. И первая гавань планеты Земля уже вскоре может стать музеем под открытым небом – панорамой успехов советской космонавтики… и упущенных шансов нашей республики стать космической державой.

Эти события почти прошли мимо внимания широкой общественности. В среду российские информационные агентства сообщили о том, что на днях на космодром Куру – во Французской Гвиане, на Атлантическом побережье Южной Америки – будут отправлены две ракеты-носителя “Союз-СТ”. Первый запуск спутников на “Союзах” из этой точки должен состояться в будущем году.

– Космодром во Французской Гвиане ценен тем, что позволяет запускать космические корабли с использованием так называемого эффекта “пращи” – ракете-носителю помогает разогнаться само вращение Земли, это придает ему дополнительное ускорение, – объясняет Багдат СУЙМЕНБАЕВ, бывший директор Института космических исследований, заслуженный испытатель космической техники России. – Плюс точка старта расположена в пяти градусах от экватора, это позволяет “забрасывать” на орбиту больший груз с меньшими затратами топлива. Но у Куру есть один существенный недостаток – муссонные дожди, из-за них космодром может полноценно действовать только 4–5 месяцев в году.

Ориентация – восток?

– Чуть раньше, в октябре этого года, Федеральное космическое агентство России “Роскосмос” сообщило о планах по строительству космодрома Восточный в Амурской области. К 2015 году там должны быть построены стартовый и технический комплексы, кислородно-азотный и водородный заводы, командно-измерительный пункт, метрологическая станция. В том же году на космодроме начнутся запуски беспилотных космических аппаратов, а в 2018 году “Восточный” должен отправить на околоземную орбиту первый корабль с экипажем. Обойдется новая космическая гавань России в 400 миллиардов рублей.

Существующая система космических объектов России сегодня обеспечивает решение практически всего спектра задач страны в этой отрасли, но, по нашим оценкам, так будет только до 2015 года, – поясняет Багдат Суйменбаев. – Для долгосрочной перспективы этого недостаточно. Чтобы выполнять пилотируемые запуски и осваивать дальнейшее космическое пространство, россияне и поставили вопрос о создании нового космодрома

– Федеральная космическая программа России предусматривает постепенный уход с космодрома Байконур, – говорит Рахметкали ОМАР, ветеран советской космонавтики, бывший заместитель начальника управления космодромом Байконур. – Наш северный сосед из соображений национальной безопасности хочет иметь универсальную точку старта на своей территории. Космодром Плесецк не подходит по ряду параметров – в частности, с него (пока – как уверяют россияне) нельзя запускать пилотируемые корабли. Куру очень удобен – с него можно выводить грузы такой массы, которые не “закинешь” на орбиту даже с Байконура. Но стоит ли объяснять, что в космической отрасли все решают не только инженерные и экономические соображения, но и политика? Куру принадлежит Франции. “Восточный” в этом отношении будет оптимальным вариантом – когда его построят…

Альтернативу ищут давно

И вот что примечательно: если до сих пор в официальных заявлениях российских деятелей от космонавтики рефреном звучало: “Альтернативы Байконуру нет!”, то в одном из последних заявлений заместителя руководителя “Роскосмоса” Виктора РЕМИШЕВСКОГО появились другие ноты.

– Существующая система космических объектов России сегодня обеспечивает решение практически всего спектра задач страны в этой отрасли, – процитировало агентство “РБК” витиеватое выступление замглавы “Роскосмоса”. – Но, по нашим оценкам, так будет только до 2015 года. Для выполнения пилотируемых запусков и освоения дальнейшего космического пространства и встал вопрос о создании нового космодрома.

– Еще в 1992 году, сразу после развала Советского Союза, Генеральный штаб России дал директиву найти точку, где можно было бы построить космодром для пилотируемых пусков, – вспоминает Багдат Суйменбаев. – Было найдено две точки на Дальнем Востоке: одна там, где собираются строить “Свободный” (там тогда стояла ракетная дивизия), вторая – почти на побережье Тихого океана. Очень удачная была точка – отработавшие ступени падали бы не на землю, а в море, но место было сейсмоопасным. В 90-х же перенесли часть пусков в Плесецк. Так что то, что Россия ищет место под строительство космодрома на собственной территории, – это не новость.

Вопрос 115 миллионов долларов

Можно, конечно, вспомнить про проект “Байтерек”, который вроде как привязывает Россию к казахстанскому космодрому. Напомним, что космический ракетный комплекс “Байтерек” – это фактически объекты инфраструктуры, предназначенные для запуска с Байконура модификаций российской ракеты-носителя “Ангара”.

– “Ангара” сможет уходить с любых других площадок, – считает Рахметкали Омар. – Тут что главное – ракета-то российская, они хозяева – хотят, запускают с Байконура, хотят – с другого космодрома. Казахстан принимает участие в проекте в основном финансово и будет получать с его реализации какой-то там профит, а вот своих технологий у нас почти нет.

– Спекуляциям на тему “Россия уйдет с Байконура – Россия никогда не уйдет с Байконура” уже много лет, – говорит Багдат Суйменбаев. – Лично я считаю, что сейчас это всего лишь вопрос 115 миллионов долларов, которые нам платят за аренду. Потому что единственная деятельность, которая там осуществляется казахстанской стороной, – это утилизация отработавшего барахла. Если, скажем, Россия уйдет с Байконура, то Казахстан его использовать не сможет – во-первых, запускать нам нечего – Kazsat’ы что ли раз в пять лет? Во-вторых, не на чем – ракеты-то строятся в России и Украине. Такая вот будет заброшенная космическая гавань. У нас было время стать полноправным партнером в космических программах, но мы его упустили. Боюсь, что уже навсегда… (Напомним, что наша газета уже не раз писала о попытке Казахстана получить свой сегмент на Международной космической станции – в №43 от 24 октября 2008 года и в №50 от 12 декабря 2008 года)

Наш вопрос председателю Национального космического агентства Республики Казахстан Талгату МУСАБАЕВУ:

Что получил Казахстан за все те годы, которые первая космическая гавань планеты находилась на его земле? Почему попытки нашей республики участвовать в международных космических программах оказались неудачными?

Филипп ПРОКУДИН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи