Опубликовано: 1548

Азамат Желтыргузов: Я влюбился в классическую музыку еще до рождения

Азамат Желтыргузов: Я влюбился в классическую музыку еще до рождения Фото - Андрей ТЕРЕХОВ

Азамат Желтыргузов, еще не отметив 30-летний юбилей, стал настоящим столпом отечественной классической музыки. Он успел сделать себе имя и как оперный певец, и как исполнитель романсов. Сейчас артист возглавляет кафедру сольного пения Казахского национального университета искусств и солирует в столичной филармонии.

За вклад в развитие искусства Азамат Желтыргузов удостоился премии Фонда Первого Президента Республики Казахстан – лидера нации. Чествовать лауреатов премии будут сегодня, мы же решили выведать у певца, каково это – собрать все звания и награды в столь молодом возрасте и что делать дальше, чтобы не “замахроветь”.

От конкурса до конкурса…

– Ежегодно вы участвуете хотя бы в одном международном конкурсе вокалистов. Не устали?

– Мне некоторые коллеги говорят: “Зачем тебе конкурсы? Ты признанный певец, у тебя есть звания, регалии, теперь вот и премия Президента… Радуйся тому, что есть”. Я участвую в конкурсах для того, чтобы проверить свои силы и подтвердить квалификацию. Если возьму первую премию, это значит, что я в хорошей форме и иду в правильном направлении. Если нет – повод задуматься: чего не хватило? Это как у спортсменов: побеждаешь – значит в форме.

Более того, только через конкурсы артист может заявить о себе и научиться чему-то новому. И я очень благодарен ректору нашего университета, который в свое время активно отправляла меня, тогда еще студента, на различные конкурсы по несколько раз в год.

Сейчас у нас в стране для людей искусства открыты все двери. Выделяются средства на поездки университетом, частными спонсорами, общественными организациями. Поддерживает деятелей искусства глава государства. Все это выгодно отличает Казахстан от многих стран. А таланты есть везде, но участие в международных конкурсах, возможность учиться у лучших мировых исполнителей – это то, что помогает этим талантам раскрыться. И очень хорошо, что в Казахстане есть это понимание.

Я лично смог принять участие в нескольких конкурсах исключительно благодаря поддержке Фонда Первого Президента. Вот и сейчас мой скромный вклад в развитие камерного пения решили поощрить. Конечно, это приятно. Но еще более приятно, что у меня уже несколько студентов являются обладателями президентской стипендии. Это значит, что поддержка талантливой молодежи продолжается. А где есть поддержка – будет результат. Поэтому я всегда говорю своим студентам: участвуйте в конкурсах! Раз есть такая возможность самосовершенствоваться, надо ею пользоваться.

– И все-таки, любое соревнование подразумевает как победителей, так и проигравших. Не может ли получиться так, что дарование, которому не дали приз на одном из первых его конкурсов, так никогда и не станет звездой, потому что перестанет верить в свой талант?

– Конечно, проигрыш – это удар по самолюбию. Но у настоящего артиста, как и у спортсмена, да у любого человека, должен быть внутренний стержень. Должен быть характер, который поможет выстоять в непростой ситуации и снова ринуться в бой. Да и вообще, первое место – это всегда хорошо, но соревноваться надо прежде всего не с другими конкурсантами, а с самим собой: отмечать свои слабые места и работать над ними от конкурса к конкурсу. Плюс, участвуя в состязании, так или иначе растешь в профессиональном плане. Потому что везде есть обязательная программа. Например, поехал я на конкурс имени Полада Бюльбюль-оглы, выучил песни на азербайджанском языке, они уже есть в моем репертуаре. И так со всеми конкурсами.

– Какая у вас самая любимая награда?

– Диплом за 4-е место в конкурсе вокалистов имени Мирьям Хелин. Этот конкурс проходит раз в пять лет в Финляндии. Чем он выгодно отличается от многих других, так это отсутствием спешки. Обычно ради экономии бюджета конкурсы проводятся очень интенсивно – в день по туру. А тут на три тура дается две недели. Прошел первый тур – 3 дня отдыха, только потом второй тур. Ну и плюс все очень масштабно. Например, третий тур – работа с оркестром. Мы выступали в оперном театре, на главной сцене в Хельсинки под аккомпанемент финского оркестра телевидения и радиовещания. На этот конкурс в тот год поступило более 560 заявок из 84 стран мира, из них были отобраны 60 исполнителей. Первую премию получил бас из Южной Кореи, вторую – баритон из США, третью – тенор-канадец и четвертую – я.

Но самое главное, на этом конкурсе я познакомился с моим педагогом – Евгением Евгеньевичем Нестеренко. Он был членом жюри. Это великий советский певец, который с 90-х годов живет в Вене. И вот он после этого конкурса пригласил меня к себе стажироваться. Полгода я учился у него.

У музыки нет границ!

– Неужели в Казахстане не нашлось достойных преподавателей?

– Ну почему же! Я очень благодарен и своим казахстанским преподавателям. Но не вижу смысла делить людей по национальностям и гражданствам. Я окончил училище и университет искусств в Астане у Каната Омарбаева, потом магистратуру в Ереване у Сусанны Мартиросян, с которой тоже познакомился через конкурс… На одном из последних конкурсов, в котором я участвовал, моим концертмейстером была молодая пианистка из России. Мне не важно, из какой страны тот или иной человек, если я могу у него чему-то научиться, мне нравится его методика пения или игры, то я с удовольствием буду с ним сотрудничать. У музыки нет границ! Я в этом твердо убежден. Но при этом карьеру я планирую строить исключительно в Казахстане. Это моя Родина, которую я, как гражданин, хочу прославлять.

– А как вы пришли к преподавательской деятельности? Не страшно было? Вы ведь достаточно молоды…

– Когда я окончил вуз, мой профессор предложил остаться там и преподавать вокал молодым студентам. А я в то время уже был солистом Театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой. Он мне тогда сказал: “Солист – это хорошо, но рано или поздно ты все равно придешь в преподаватели”. Он очень хотел, чтобы его школа сохранилась благодаря мне. Я согласился взять немного часов в училище. Так и пришел в педагогику. Конечно, не думал, что это так затянет. Сейчас заведую кафедрой вокала и сам преподаю 5 студентам. Конечно, временами нелегко, потому что у нас нет лекций, только индивидуальные занятия. Причем у каждого студента свой характер, свои уровень и манера пения. Я должен ко всем найти подход. Вроде получается.

– Вы очень рано стали заслуженным артистом Республики Казахстан. Звездной болезни по этому поводу не было?

– Ну как рано… Среди вокалистов страны я второй, моложе меня была Куляш Байсеитова, когда ей давали аналогичное звание. Звездной болезни абсолютно не было. Ну от чего звездить? Просто медаль. Как бы итог, совокупность наград, полученных ранее.

Если честно, я считаю, что именно молодым надо давать такие высокие звания. Какой смысл в регалиях лет в пятьдесят? А вот молодой артист, если видит, что его ценят, начинает работать еще интенсивнее, стремится соответствовать званию, развивать свой потенциал.

Певец – и в опере певец, и в караоке

– Вы исполняли ведущие партии в таких операх, как “Абай”, “Евгений Онегин”, “Отелло”. Сейчас – признанный корифей камерного пения. Что проще?

– Опера – это двух- или трехчасовое полотно. Надо в течение всего этого времени жить в роли, чтобы раскрыться перед зрителем. А камерный певец должен раскрыть свою роль за несколько минут. Есть романсы, которые длятся всего 30–40 секунд. И за это короткое время ты должен прожить целую жизнь! Я думаю, это сложнее, чем опера.

В романсе самое главное – это слово. Надо донести смысл слов интонациями голоса, жестами.

– А в караоке поете?

– Бывает. Надо же от классики иногда отходить. Люблю старые советские песни: Муслима Магомаева, Иосифа Кобзона… Современную попсу не люблю, не понимаю я песен, в которых главное не слова, а ритм.

– Как реагируют люди на ваши выступления в караоке?

– Бывает, подходят к столику, слушают с удовольствием. Такой мини-концерт бесплатный получается.

– А за деньги в кафе и ресторанах работаете?

– А почему нет? Если люди хотят на своем мероприятии классическую музыку услышать в моем исполнении – что в этом плохого?

Не верь всему, что в Интернете пишут!

– “Википедия” говорит, что вы не женаты. Времени на личную жизнь не хватает или еще не встретили любимую?

– Как это не женат? С 2012 года семьянином примерным являюсь. Не знаю, почему об этом в “Википедии” не написано. Забыли, может. Мы с женой вместе окончили музыкальную школу, колледж, вуз… Она у меня флейтистка, очень скоро ждем пополнения в семье.

– Поздравляю! Наверное, в такой музыкальной семье будущее ребенка предопределено…

– Не знаю, когда вырастет, сам решит… Но, наверное, что-то есть. Моя мама, когда меня носила, училась в музыкальном колледже на последнем курсе. Как раз зачеты, экзамены. В итоге мама музыкантом не стала, а я стал. Может, просто совпадение, а может, влюбился в классическую музыку еще до рождения.

Астана

[X]