Опубликовано: 1318

Автомобиль под открытым небом

Автомобиль под открытым небом

В Караганде зарегистрировано 96 тысяч единиц личного автотранспорта и более 15 тысяч, принадлежащего юридическим лицам. И только менее 10 процентов автомобилей содержатся в капитальных гаражах.

Большинство карагандинцев на свой страх и риск вынуждены оставлять машины под открытым небом на стоянках и во дворах.

Ничего не доказать?

С платной автостоянки, расположенной в спальном районе Караганды, угнали новенькую “Хонду”. Владелец уже более года судится с хозяевами стоянки. Но по сей день не получил ни денег, ни машины. Пострадавший провел собственное расследование и выяснил, что более восьми лет автостоянка действовала незаконно. После скандального инцидента хозяева в спешном порядке зарегистрировали свою собственность задним числом. Суд оценил сумму нанесенного ущерба почему-то в 850 евро и предложил сторонам заключить мировое соглашение. Но и эти деньги хозяева стоянки возвращать не собираются. Потому что по регистрационным документам выходило, что стоянка начала принимать на хранение автомобили только через месяц после угона.

ЧП нанесло семье пострадавшего непоправимый удар. И исчисляется он не только деньгами. Потерять собственность в 15 тысяч долларов – это одно. Но потерять покой, здоровье, душевное равновесие – это измерить денежным выражением сложно. “Эту “Хонду” я подарил жене в честь памятного семейного события. Жена была беременна, когда все это случилось. Из-за нервного потрясения она попала в больницу. Мы ожидали близнецов, потеряли двух детей. Целый год я доказываю суду очевидные факты. А в результате суд предлагает мне получить вместо дорогой иномарки 850 евро и пожать руку ворам”.

Суд так и не заинтересовался тем фактом, что стоянка работала незаконно. Рассчитана она на 200 машин. Никогда не пустовала. То есть каждый день ее владельцы получали минимум 40 тысяч тенге, в месяц – полтора миллиона тенге не учтенного нигде и никем дохода.

Пострадавший владелец угнанной “Хонды” все еще не теряет надежды. Однако профессиональные юристы, изучив дело, качают головой: шансов мало. У истца на руках, кроме нескольких квитанций по оплате места на стоянке, нет никаких документов. В лучшем случае он может добиться возврата суммы по квитанциям.

Проблему не решить запретами

“Проблема хранения автомашин в Караганде стоит очень остро, – говорит старший госавтоинспектор отдела дорожной полиции УВД Караганды Виктор Масалевичиус. – И если вы пользуетесь услугами платной автостоянки, примите хотя бы какие-то меры предосторожности. Сохранять чеки, квитанции, конечно, важно. Но, главное, вы должны иметь на руках договор, в котором оговариваются обязанности и права обеих сторон. То же самое я могу сказать владельцам, которые оставляют на ночь машины во дворах. И нередко в этих дворах находятся предприимчивые жильцы, которые за определенную сумму ночью охраняют двор. И автовладельцы соглашаются, платят за сохранность своих дорогих автомашин по 150–200 тенге. Но если случается ЧП, привлечь к ответственности будет некого”.

За последние 5–6 лет автопарк Караганды увеличился в два раза. Сегодня в городе с полумиллионным населением более 100 тысяч единиц автотранспорта. “Город не готов к этому, – продолжает Виктор Масалевичиус. – Он строился, планировался, рассчитывался совершенно на другие параметры. Отсюда и проблема парковок и стоянок… Вдоль центральных улиц открываются многочисленные офисы, все первые этажи жилых домов сегодня отданы под магазины, фирмы, банки… Подъездные пути, места для парковок не предусмотрены. Все это создает напряжение на городских улицах. И эту проблему невозможно решить только запретными мерами. Нужна новая законодательная база. Формально мы не можем привлечь к ответственности даже за организацию стихийных стоянок во дворах домов. Если автомобиль правильно припаркован, не создает помех для движения и пешеходов, если не захвачена детская площадка, тротуар – значит нет нарушения ПДД. Другое дело – нарушение санитарного режима, экологических норм. Но эти нормы прописаны в других нормативных актах и порой не стыкуются с правилами дорожного движения”.

Рыночный рэкет

Месяц назад на самом крупном оптовом рынке Караганды “Шыгыс” произошел бунт “тележечников”. Двести разъяренных мужчин пошли войной против кучки ушлых парней, взимавших плату за место под солнцем на стоянке оптового рынка. Разборка переросла в настоящее побоище с применением травматического оружия. Очевидцы успели заснять происходящее на видео.

Правоохранительные органы назвали случившееся “скоплением людей, личности которых не удалось установить”. В то время как весь город знал о том, что “не установленные следствием личности” почти полтора года взимали плату за место на рыночной стоянке. С легковушек брали по 50 тенге, с грузовых КамАЗов – по 600. Несогласным рэкетиры грозили “большими неприятностями”, били лобовые стекла, прокалывали шины. За полтора года черный бизнес практически легализовался на территории рынка. Рэкетиры даже установили здесь свой “офис” – будку-вагончик. Самое странное в этой истории, что никто не возражал. Хозяева рынка закрывали глаза, городские власти, отдав в аренду кусок городской земли, не вмешивались в дела частного собственника, полиция не вникала в деятельность “неустановленных личностей”.

Бунт против незаконных поборов подняли даже не автовладельцы, а… грузчики. В один прекрасный день обнаглевшие рэкетиры объявили, что отныне грузовые тележки также приравниваются к транспорту, и обложили грузчиков платой в 100 тенге за каждый въезд на рынок. Тележечники, которые порой за день делают по несколько десятков рейсов от прилавков до машин клиентов, платить отказались и подняли бунт! Он завершился временным перемирием. Сегодня на стоянку оптовки можно заехать бесплатно. Вокруг рынка дежурят полицейские. Но, как говорят посетители, через пару недель после конфликта на стоянке вновь появились “неустановленные личности” и принялись за старое. Только теперь они подкарауливают автовладельцев, возвращающихся с покупками к своим машинам, и тихим голосом предлагают заплатить, обещают в случае неповиновения “большие неприятности”. И народ по-прежнему платит.

Ситуация совершенно не контролируется

Схватка на рынке “Шыгыс” первая, но наверняка не последняя в битве за место под солнцем. И если в ближайшие годы ситуация на городских улицах не изменится, мы станем свидетелями еще и не таких разборок.

“Караганда проектировалась на ориентировочные нормы 30–50 автомобилей на тысячу жителей, – говорит доцент архитектурно-строительного факультета КарГТУ Сергей Лебедев. – А сегодня мы достигли уровня 150–200 авто на тысячу жителей. То есть мы уже приближаемся к европейским стандартам. Но только по части количества. Что касается культуры автомобилизации, то мы еще не сделали ни шагу в эту сторону. Ситуация совершенно не контролируется. А решить проблему можно только комплексными мерами – начиная с жесткого контроля за градостроительством и заканчивая введением новых законодательных актов. А у нас в городе нет даже единого архитектурно-проектного института, который бы объединил усилия, аккумулировал идеи, работал над решением проблемы системно, начиная со стадии проектирования, до внедрения”.

Захотят ли власти услышать?

Сегодня кроме правил дорожного движения и нормативов для ведения строительства мы ничего не имеем в этом плане. Более того, нормативы, которые нужно учитывать при строительстве новых зданий и объектов, носят рекомендательный характер. К примеру, есть такая норма: автостоянка, рассчитанная на 10 автомобилей, должна быть удалена от жилого дома на 10 метров. На 50 машин – на 15 метров. На 100 и более – на 25 метров. И так далее. При утверждении проектов городские власти и архитектура убеждают владельцев соблюдать эти нормы, но принуждать не могут. В соседней России эту проблему уже решили, и там приняты и утверждены единые нормативы, обязательные к исполнению. Неисполнение влечет ответственность. Может, и нам пора начать хотя бы с этого?

Сергей Лебедев отметил, что среди его студентов проекты парковок и автостоянок – самая популярная тема при написании курсовых и дипломных работ. Отгоняемые грозными табличками типа “Только для преподавателей!” или “Только для машин ректората!”, студенты паркуют свои автомобили где попало. Понятно, о чем у них голова болит во время занятий. Потому и стараются, разрабатывают проекты подземных паркингов, многоуровневых стоянок. Преподаватели и студенты могут предложить градостроителям и городским властям очень много интересного. Главное, чтобы хоть кто-то захотел их выслушать.

Татьяна Тен, Караганда

Загрузка...

[X]