Опубликовано: 1430

Ароматная симфония

Ароматная симфония

Казахстан пахнет перекрестком дорог, ведущих с запада на восток и с юга на север, считает известный парфюмер из Франции Жан-Пьер Гривори. Великий Сальвадор Дали дал добро на использование своего имени в его ароматном творчестве. Концепцию казахстанского аромата Жан-Пьер видит именно в смешении запахов, характеризующих страну.

Сюрприз для Дали

Месье Гривори уверен, что парфюмерия – это эмоции. Очень сложно при первом взгляде на картину разглядеть все детали. Точно так же трудно разделить аромат на составляющие части. Парфюмер сравнивает создание аромата с написанием картины, текста или музыкального произведения. По мнению мэтра парфюмерии, только соотношение цветов, форм и ароматов способно создать что-то новое. Именно этот подход он проповедовал в своей работе с одним из самых экстравагантных представителей современного искусства – Сальвадором Дали. Жан-Пьер всегда использует в создании аромата не только какие-то элементы художественных произведений в форме, но и запахов, которые предпочитал Дали и его жена Гала: запах розы – любимый Галой, и жасмина, который, как рожденный на Средиземноморье, предпочитал сам Дали.

– Расскажите о ваших впечатлениях от встречи с Сальвадором Дали?

– Когда я готовился к встрече, то ожидал увидеть очень высокомерного и недоступного человека. Но он был со мной очень мягок. Возможно, что высокомерным он был с теми, в ком чувствовал неискренность. Когда я впервые отправил ему телеграмму, то получил ответ через 15 дней – что было очень удивительно. Позже секретарь Дали сказал, что начал работать с Сальвадором в июле 1982-го, до этого никто не занимался этим в течение шести месяцев. Когда новый секретарь приступил к работе, мое письмо оказалось первым. Он также рассказал, что еще две группы также обращались к Сальвадору и хотели воспользоваться его именем. У нас были равные возможности, но я был единственным, кто предложил использовать не только его имя, но и его искусство. Есть еще одна история: в ноябре 1988 года мой друг, рекламный агент, позвонил и сказал, что большой клиент отменил свою кампанию на билбордах и невозможно найти кого-то другого. Он знал, что я еще не давал рекламы и это будет для меня хорошей возможностью. Я не знал, когда начнется рекламная кампания, но согласился. Мы смогли быстро распечатать постеры, кампания началась 23 января 1989 года в 10 часов – ровно тогда, когда Дали умер. Это спровоцировало много шума, было много критики. Но я отвечал, что это просто совпадение. Я же не мог сделать так, чтобы постеры повесили в тот же момент, когда я узнал о его смерти. Кроме того, я говорил, что для Сальвадора Дали смерть не стала концом его жизни, а только доступом к бессмертию.

Поп-арт в парфюмерии

– Ваше имя связывают также с Энди Уорхолом.

– Здесь все было по-другому, ведь я никогда не встречался с ним. Представители фонда его имени обратились ко мне после смерти Энди, при создании парфюма я сотрудничал с ними. При этом люди полагали, что они и есть Энди Уорхол. Но они им не были! Мы подошли к конечной точке нашего сотрудничества, когда они написали, что не хотели бы, чтобы я использовал концепцию поп-арта. Но ведь Уорхол для мира и есть поп-арт. Мне было не ясно, что же делать. Тогда они мне рассказали, что он был глубоко верующим и ходил на мессы каждый день, написал картину “Тайная вечеря”. Ее они предложили использовать на упаковке, а флакон должен был венчаться сердцем в терновом венце. И это был конец. Трудно представить продукт подобного рода. И это было для меня большим огорчением, потому что я верил в концепцию сочетания поп-аромата и поп-арта, но никакого отношения к “Тайней вечере” это не имело. А ведь Дали и Уорхол были знакомы. И Сальвадор очень на него повлиял.

– Не планируете ли вы сотрудничество с кем-то из нынешних художников?

– Я мечтал найти человека, который был бы похож на Дали. Энди Уорхол – единственный, о ком я думал. Но ведь должен быть какой-то здравый смысл для использования имени в названии аромата! Очень много компаний, которые пишут имена умерших знаменитых художников на флаконах. Но это никак не соотносится с концепцией творчества этих мастеров.

Свежие и прозрачные, легкие и голубые

– В моде можно отследить какие-то определенные тенденции. Есть ли тренды в парфюмерии?

– В этом году для дам предпочтительны свежие и прозрачные, легкие и голубые запахи. Что касается мужской парфюмерии, то 40 процентов покупок производится женщинами. Это мировая статистика. Здесь женщины более рациональны в выборе – главное, чтобы мужчина носил именно тот запах, который нравится ей.

– Существуют два мнения относительно ароматов: один на всю жизнь или, напротив, целый “гардероб” на все случаи жизни. Что советуете вы?

– Это зависит от многих вещей, но женщины сегодня должны заботиться о детях, муже, доме, работе и личной жизни. По моим наблюдениям, многие женщины выбирают один любимый запах. Но все-таки могут найти другие и носить их тоже.

– Скажите, а каков ваш любимый аромат?

– У меня нет предпочтений, это как выбирать среди своих детей любимого. Я всегда использую только свои ароматы. Ведь было бы удивительно, если бы от меня пахло чем-то чужим. Как тогда убедить симпатизировать моим ароматам?

Дина САБЛИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)

[X]