Опубликовано: 1113

Амели Московского уезда

Фильм “Русалка”. Режиссер Анна Меликян. В ролях: Мария Шалаева, Евгений Цыганов, Мария Сокова, Настя Донцова, Ирина Скриниченко.

Изначально я на этот фильм не собирался. Давно крутившийся в кинотеатрах рекламный ролик казался грузноватым, идея – не слишком новой, Мария Шалаева в главной роли, на первый, поверхностный взгляд, не впечатляла. Единственным побуждавшим к просмотру фактором было участие в проекте одного из самых талантливых молодых российских актеров Евгения Цыганова. Кроме того, после фестиваля “Кинотавр” “Русалка” получила очень хорошую прессу. Впрочем, продюсеры, не удовлетворившись этим, для проката урезали режиссерскую версию на четверть часа, и вместо обещанного сентября фильм вышел на экраны только сейчас.

…В городке у неназванного моря-окияна живет девочка Алиса – плод случайной любви своей не самой прекрасной во всех отношениях матери и моряка флота неназванного окияна. После почти что баумо-волковского урагана домик Алисы оказывается совсем не в Волшебной стране, а в руинах. “Когда людям некуда деваться, они едут в Москву!” – провозглашает Алиса и вместе с мамой и сумасбродной бабушкой отправляется в столицу. Москва поначалу ничего хорошего не сулит, однако вскоре жизнь, кажется, начинает налаживаться...

Это всего лишь сюжет – ничем, казалось бы, не примечательный. Но не в сюжете, по большому счету, дело. Сам фильм гораздо глубже, метафоричнее и психологичнее. Здесь есть и крушение детских надежд и мечтаний, и осознание собственного одиночества, и безразличие (если не сказать больше) близких, и хрупкие остатки веры в виде фантазийного цветного мирка.

Встреченный Алисой в Москве герой Евгения Цыганова Саша – отдельная песня. Это классический НАШ человек. Человек НАШЕГО времени. Успешный бизнесмен, продающий то, что “око видит, да зуб неймет”. Каждый день с 9 до 21 он внешне доволен жизнью. А с 21 до 9 – тусуется, пьет до забытья и ищет приключений на свою жизнь, с которой он не прочь и попрощаться.

При том, что “Русалка” – фильм авторский, это еще и по всем приметам коммерческое кино. Тут привидятся и аллюзии на “Амели”, и заимствования из “Трассы 60”, кое-где можно узнать “Знакомьтесь, Джо Блэк”, порадует динамика, операторская работа, юмор и саундтрек…

За свою огромную практику просмотра фильмов в кинотеатрах я впервые видел, чтобы при запуске финальных титров НИ ОДИН человек не поднялся со своего кресла. Все остались сидеть, взволнованно-парализованные, и встали только после окончания титров. Почему? Наверное, потому, что Анна Меликян в своем фильме показала нашу жизнь. Жизнь молодого среза современного общества. Без надрыва и ужасов, без карамелек и конфетти. Действительно, жизнь, где есть место и, кажется, сбывающимся мечтам, и горьким разочарованиям. Где вроде бы близко знакомые люди могут даже поверхностно не знать друг друга. Где погоня за временем убивает в нас Человека. А тот, кто выбывает или не вступает в эту гонку, оказывается лишним. И никто про него и не вспомнит.

Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 8 из 10.

Оценка автора – 8,5 из 10.

Интересный факт

Сыгравшая Алису юная актриса Мария Шалаева получила приз за лучшую женскую роль на фестивале “Кинотавр” этого года.

Дмитрий МОСТОВОЙ

[X]