Опубликовано: 7300

Алаколь. Чудо-вода, ханские ванны и отсутствие сервиса

Алаколь. Чудо-вода, ханские ванны и отсутствие сервиса

Мало кто знает, что алакольские здравницы насчитывают уже четвертое столетие. Но даже этого времени не хватило, чтобы превратить уникальное озеро в туристическую жемчужину.

От времен Чингисхана до космической эпохи

– В древности у озера было другое название – Турге-Нор, – утверждал ныне покойный семипалатинский краевед Виктор КАШЛЯК– Это означало озеро Мостов. На старых картах заметно множество узких кос, далеко вдающихся в озеро. При понижении уровня воды некоторые из них могли доходить до противоположного берега и составлять узкие перешейки – мосты. В середине XIX века еще существовал такой перешеек, затем он был залит водой.

С исчезновением мостов у степного “моря” появилось новое имя – Алаколь, что переводится, как “пестрое озеро”. И это вполне объяснимо. Только за день оно может менять цвет с лазурно-голубого до изумрудного, а при небольших волнах – с молочного до темно-серого. Восходы и закаты заставляют волны наливаться всевозможными оттенками красного цвета – от нежно-розового до пурпурно-багряного.

Если бы не тонкости географии, жестко разграничившие отличия озер от морей, внушительные воды Алаколя вполне могли бы называться морскими. Это озеро, чья длина превышает 100 километров, вполне могло бы составить конкуренцию средиземноморским водоемам как по размеру, так и по гидросоставу.

C древних времен Алаколь славился лечебными водами. Известно, что на берегу озера останавливались войска Чингисхана. Здесь измученные переходами и сражениями воины залечивали раны и восстанавливали силы. Поблизости проходил знаменитый Шелковый путь, и караванщики тоже не упускали возможности остановиться у целебного озера. А через сотни лет чудодейственные воды Алаколя помогали советским космонавтам, для которых на побережье построили специальную здравницу.

Мнимая вулканическая слава

Многих смущает вид алакольского пляжа, усеянного темной галькой и черным песком. Это тоже одна из особенностей озера. Легенда гласит, что мрачный цвет береговых камней – доказательство их вулканического происхождения. Ведь на протяжении нескольких столетий не только местные жители, но и ученые верили, что один из островов Алаколя является вулканом.

В 1829 году путешественник, барон Александр ГУМБОЛЬДТ записал рассказанную ему легенду о жутком месте, расположенном на алакольском острове Аралтобе. Караванщики уверяли, что из огромной пещеры, называющейся Уайбе, временами начинает дуть горячий ураганный ветер. Войти в пещеру никто не осмеливался, а когда из нее дул свирепый ураган, караваны вынуждены были останавливаться на целые недели, ожидая, пока буря не утихнет, и приносили в жертву вулкану по нескольку овец.

Спустя несколько десятилетий известными учеными Петром СЕМЕНОВЫМ-ТЯН-ШАНСКИМ и Александром ШРЕНКОМ было доказано, что остров Аралтобе на озере Алаколь не имеет ничего вулканического. Всему причиной – юго-восточный ветер, отыскивающий сквозные отверстия в скалах и поднимающий тучи песка. Что касается якобы вулканической гальки, то, по мнению ученых, она окрашена в черный цвет черными алакольскими сероводородными грязями.

Ханские ванны

Не менее знамениты расположенные неподалеку от алакольского побережья минерализованные источники Барлык-Арасан. Семипалатинский краевед Виктор Кашляк сумел найти документы, свидетельствующие, что еще в XVIII веке хан Галдан построил на холме, откуда вытекали горячие ключи с серными парами, храм с семнадцатью идолами, а также пять домов для духовенства. С обеих сторон холма были устроены ванны, дарившие исцеление от многих болезней. Но в первой половине XIX века этот прообраз санатория пришел в упадок, строения были разрушены.

– В 1886 году барлыкские минеральные источники передали в ведение Семиреченского отделения Красного Креста, – рассказывал Виктор Кашляк. – Здесь вновь появились ванны и жилые помещения. В начале XX века в Барлык стало приезжать много больных из ближайших мест Семиреченской и Семипалатинской областей. К этому времени на источнике функционировало шесть ванн, сделанных как из дерева, так и кирпича, и расположенных в деревянных строениях.

Целебные качества барлыкских вод были доказаны с помощью химического анализа в лаборатории Омского медицинского общества, а в 1901 году – в Петербургской химической лаборатории.

Модного курорта не получилось

XIX век был эпохой, когда престижным стало посещение всевозможных целебных источников. Если, к примеру, на Кавказе Пятигорск стал модным местом для поправки здоровья и гористое захолустье стремительно превращалось в элитарный курорт, то волшебные источники Барлык-Арасана по-прежнему пребывали в запустении.

– Целебные свойства источников высоки, и многие из посетителей Барлыка с помощью ванн восстанавливают свое здоровье, – писал побывавший в 1903 году на этих источниках ученый Борис ГЕРАСИМОВ– Мне пришлось видеть результаты действия воды на одного старика, страдавшего затяжным ревматизмом. Первое время по приезде на Барлык он ходил в ванну с помощью двух костылей крошечными шагами. Через 20–25 ванн костыли были брошены, и в свободном движении его чувствовалась уверенность выздоровевшего человека. Но обстановка вод – печальная…

Больные размещались в деревянных и глинобитных бараках, которых не хватало. Поэтому приехавшие селились где могли – просились в юрты, в квартиру старосты. Не то что вкусно – просто сытно накормить было некому.

– Вообще, высокие целебные качества барлыкских вод далеко не выкупают тех существенных неудобств обстановки, которой посетителям Барлыка приходится пользоваться, – сетовал Борис Герасимов.

Подобные жалобы слышны и от нынешних туристов. В советское время построили здравницу “Барлык-Арасан”, но сейчас ей не поспорить с европейскими санаторными стандартами. А на восточноказахстанском побережье Алаколя современные строения домов отдыха до сих пор соседствуют с утлыми постройками, отпугивающими даже неизбалованных отечественных туристов. Необустроенный пляж, отсутствие приемлемой инфраструктуры, сложности проезда и масса других недостатков пока не позволяют уникальному озеру превратиться в туристическую жемчужину.

Семей

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи