Опубликовано: 1800

Акимат в угольном разрезе

Чиновники Южного Казахстана уже торговали хлебом и мукой, обеспечивая адресную поддержку малообеспеченных жителей области. Затем занялись реализацией растительного масла и соли, сбивая цену у перекупщиков. Теперь вот занялись оптовыми поставками угля... А что делать? Ситуация вынуждает.

В первую декаду ноября в Шымкент и окрестности нежданно пришли настоящие холода. И тут же выяснилось, что области катастрофически не хватает угля.

Виноватых оказалось двое: статистика и железная дорога. Статистика провинилась тем, что уже который год считает, будто потребность области в угле определяется где-то на уровне 700 тысяч тонн. Но только за минувший год промышленность и производство Южного Казахстана развились так, что намного превысили прежнее потребление твердого топлива на свои технологические нужды. Опять же темпы жилищного строительства самые высокие по Казахстану, а значит, растет и количество потребителей угля в отопительный сезон.

А железная дорога не выделила необходимого количества вагонов для доставки угля с Шубаркульского месторождения Карагандинской области до энергозависимых районов Южного Казахстана.

В результате область получила угля меньше, чем было запланировано даже по устаревшей статистике.

Этим не преминули воспользоваться частные компании, занимающиеся розничной торговлей углем в Южно-Казахстанской области. Торговцы, по определению представителей акимата ЮКО, тут же вступили в “ценовой сговор”. И если еще пару недель назад средняя стоимость шубаркульского угля в Шымкенте и районах составляла 3300 тенге за тонну, то на минувшей неделе цена подскочила до 9 тысяч тенге. А в некоторых отдаленных районах – Шардаре, Махтаарале, Байдибеке – вообще дошла до рекордной отметки – 12 тысяч тенге за тонну.

Акимату пришлось вмешаться. Бороться с ценовым сговором или пытаться умерить аппетиты спекулянтов власти не сумели. Но пошли уже проверенным путем – в духе южной предприимчивости. Решили сами торговать углем, но по фиксированной цене. Роль непосредственного главторга в этой операции отводилась государственному коммунальному предприятию “Кентауэнерго”.

Тут, правда, выяснилось, что влезть в угольный рынок не так-то просто. Горнодобывающее предприятие, занимающееся добычей угля в шахтах Караганды, уже имеет оформленные договора с конкретными оптовиками из Южно-Казахстанской области. И удовлетворить запросы внезапно появившегося новичка-покупателя просто не в состоянии. Для этого пришлось бы либо урезать поставки для прежних партнеров, либо увеличивать объем добычи. Поэтому вначале шахтеры отказались продавать уголь представителям Южно-Казахстанского акимата.

Власти области обратились и к вице-министру, и к премьеру республики с просьбой оказать содействие в заключении договора на поставку угля. А заодно собрали тех самых предпринимателей, которые уже имели контракты с Карагандой, и предложили им добровольно отказаться от своей доли в пользу государственного коммунального предприятия.

В итоге усилия южноказахстанских властей увенчались полным успехом. Даже с железной дорогой удалось договориться. Правда, без сети розничных реализаторов из частных структур все равно не обойтись. “Кентауэнерго” будет доставлять уголь лишь по райцентрам и городам, а непосредственная продажа населению уже возложена на проверенных и честных партнеров.

Заместитель акима заботливо попросил население не покупать сейчас дорогой уголь, а дождаться, когда будет действовать придуманная акиматом система. Среди жителей области растет уверенность в том, что акимат всегда сумеет принять эффективные меры в борьбе с очередным подорожанием еще чего-нибудь.

Данил ШЕМРАТОВ, Шымкент

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи